Александр Лубанец: Главное в проекте «Твой бюджет в школах» – воплощение идей ребят

А мы продолжаем цикл интервью с наставниками проекта «Твой бюджет в школах». Александр Лубанец – представитель Межрегиональной общественной организации содействия развитию социально-значимых проектов «Мой город – мои возможности», предприниматель, финансовый консультант, педагог-психолог, наставник проекта «Твой бюджет в школах» в 2021 и 2022 годах в школах № 464, № 315 и в школе-интернате № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга.

О наставничестве в проекте, о школьниках – его участниках, их идеях он рассказал в интервью «Дайджесту петербургского образования».

– Александр Павлович, Вы являетесь наставником в проекте «Твой бюджет в школах». В чём Вы видите смысл Вашей деятельности?

– Основной смысл моей деятельности в этом проекте – дать ребятам возможность «донести» свой проект до общешкольного голосования, даже если что-то в проекте не нравится администрации школы. Это первый их «не школьный» проект, а настоящий, реальный. Поэтому главное – воплощение идей школьников, а не решение материально-технических задач школы. Почему это так важно? Комиссия на городском этапе быстро вычисляет проекты, идеи которых шли не от самих ребят. Второй главный смысл - подготовить команды к защите на городской комиссии. Также – консультировать по вопросам, которые возникают по ходу проекта. И главное – поддержка, ведь, повторюсь, ребята делают реальный проект, а не школьный. И оценки тут не поставят – или будет бюджет на реализацию, или ничего не произойдет. В таких процессах наставник важен, а я это делаю уже во второй раз.

– Какие чувства вызвали у Вас школьники – участники проекта? Удивили, порадовали, разочаровали?.. Расскажите свои впечатления от ребят и идей, которые они предлагают?

– В школе-интернате № 8 трудились два наставника, мне помогала наставник проекта «Твой бюджет в школах – 2021» Наталья Лубанец. Она опытный педагог-психолог, системный психотерапевт. Работа «в четыре руки» на форсайт-сессии позволила в школе-интернате плодотворно раскрыть учеников. Удивило то количество идей, которые ребята высказали, а кто-то только смог записать или нарисовать. В школе-интернате дети с ограниченными возможностями здоровья, поэтому не все могут высказаться из-за стеснительности, но услышаны должны были быть все!

Важно, что работа со школьниками – участниками проекта – показывает, сколько в школе активных и творческих ребят; каждый из них, особенно члены команды-победителя школьного голосования – сильные личности, лидеры. И это вызывает чувство радости и гордости.

Ребята предлагают в подавляющей массе идеи по модернизации пространства школы, это понятно. На дворе 21 век, а многие школы ещё живут по лекалам середины 20 века. Конечно, нужны изменения среды, придания развивающего контекста. Радует, что школьники понимают важность психологии и психологической проработки. Кабинеты психологической разгрузки и релакс-зоны – это моя особая радость, таких идей стало больше. Жаль, что школьники на общешкольном голосовании выбирают изменение пространства для отдыха, но тенденция на повышение роли психологического здоровья в жизни школьника также возрастает.

– До объявления победителей совсем немного времени… Вы уже видите команды лидеров? Как оцениваете шансы на победу команды школы, в которой являетесь наставником?

– В прошлом году школа № 464, где я был наставником, стала одной из 20 школ-победительниц. Опыт показывает, что концентрироваться надо на задаче, а опираться на модели поведения, которые приводили к результатам раньше. Поэтому концентрируюсь на тех школах, где я тружусь наставником. Эта концентрация мне дает силы верить в победу и школы интерната № 8, и школы № 315. Я сделал максимум в ходе проекта, и ребята выложились по полной. Кураторы от школ помогали нам на всём пути, директора поддерживали наши идеи и начинания, так что верю в нашу победу!

– Что бы Вы пожелали всем ребятам-школьникам, участвующим в проекте?

– Ребята, вы большие молодцы! Хотя бы уже потому, что в напряженном школьном графике нашли время принять участие в реальном проекте с реальным финансированием, где никто не ставит оценки, но в случае успеха вы получаете возможность изменить школу к лучшему. От вас тоже многое зависит: от вашей активности, настойчивости и твердости характера. Помните, что самое главное – это вопросы, они вас развивают больше всего. Любите ошибаться – ошибки развивают, они дают силы идти вперед. Помните всегда, что есть много правильных ответов, но ищите свой! Например, проект «Твой бюджет в школах» показал – какое разнообразие правильных ответов можно дать на вопрос «Школа будущего для меня – это?».

– Что-то ещё, о чём бы Вы хотели сказать, но мы Вас об этом не спросили…

– Хочу завершить интервью словами моего учителя Джона Кехо – эксперта мирового уровня по работе с подсознанием, автора бестселлеров. В мае 2017 года в Санкт-Петербурге на учебе Джон сказал нам следующие слова: «Ваш успех поможет очень многим людям, ваше поражение не поможет никому. Не будьте эгоистами, добивайтесь успеха!». Поэтому, ребята, добивайтесь успеха! Это нормально – проявлять себя миру и менять его к лучшему, и вы это можете.

Справочно

«Твой бюджет в школах» – комплекс мероприятий, направленных на вовлечение учащихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга в процесс разработки и реализации инициатив по развитию школьной инфраструктуры. Проект реализуется Комитетом финансов Санкт-Петербурга совместно с Комитетом по образованию с 2019 года.

Третий цикл проекта начался в сентябре 2022 года. В этом году в нём принимают участие 90 школ из всех 18 районов города. Призовой фонд увеличен до 90 млн рублей, на реализацию одной инициативы будет выделено до 3 млн рублей.

Победителей проекта «Твой бюджет в школах – 2022» определят до конца этого года. Экспертная комиссия выберет 30 проектов, которые будут воплощаться в жизнь в 2023 году.

Оперативная информация о реализации «Твоего бюджета в школах» размещается на сайте проекта и на странице в соцсети «ВКонтакте», а также на ресурсах сетевого издания «Дайджест петербургского образования» – на сайте СМИ и в официальном сообществе в соцсети «ВКонтакте».