Новости


Аспирантка Герценовского университета представила уникальное исследование блокадной педагогики
Аспирантка института педагогики Герценовского университета Ирена Милова стала победителем конкурса Правительства Санкт-Петербурга, направленного на поддержку исследований, вносящих значительный вклад в изучение истории обороны и блокады Ленинграда. Автор разработала оригинальную типологию моделей взаимодействия педагога и ребенка, которая может быть использована для анализа педагогических практик в кризисных ситуациях.
В своей научной работе Ирена Милова впервые проанализировала феномен помощи детям в осажденном городе как целостную модель экстремальной педагогики, где педагогическая деятельность, социальная работа и психологическая помощь слились в единую систему «тотальной заботы».
Исследование Ирены Миловой предполагает системный междисциплинарный подход к изучению социально-педагогической поддержки детей в годы блокады. В его основу легла философская категория «пограничная ситуация» Карла Ясперса, что позволило раскрыть экзистенциальное измерение взаимодействия педагога и ребенка.
В результате аспирантка разработала оригинальную трехкомпонентную типологию педагогического взаимодействия в условиях катастрофы: опекающее, партнерское и духовно-нравственное, а также выявила динамику их доминирования на разных этапах блокады.
«Инновационность исследования связана с тем, что трагический опыт прошлого становится источником не только исторической памяти, но и практической методологии. Мы «переводим» язык конкретных блокадных практик на современный язык исследований, делая этот опыт доступным для осмысления и адаптации. Кроме того, научная новизна заключается в создании оригинальной типологии и раскрытии механизмов взаимодополнения различных типов взаимодействия в конкретных педагогических практиках», – пояснила Ирена Милова.
Полученные выводы и разработанная модель могут стать методологической основой для сравнительных исследований систем поддержки детей в других гуманитарных катастрофах XX–XXI веков, такими как голод, военные конфликты, вынужденная миграция.
Информация и фото: управление научных исследований РГПУ им. А. И. Герцена.



