Бизнес высоко оценил технологические решения школьников на профориентационном форуме «Наноград» в Петербурге

26 июня в Газпром школе Санкт-Петербург почти 150 участников X Молодежного профориентационного форума «Наноград», который реализуется при поддержке Российской академии образования, Комитета по образованию и Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, а также Академии талантов, представили решения реальных бизнес-задач экспертам компаний-заказчиков и научному сообществу.

Кейсы представили 7 компаний: Газпром трансгаз Югорск, СберОбразование, завод «Оптиковолоконные Системы», лаборатория «НаноАналитика» группа компаний «КРИСТ», АО «Энергия» и Datana.

«По опыту десяти прошлых лет мы всегда справлялись с задачами, – рассказала директор Института педагогики СПбГУ, ректор Академии Нанограда Елена Казакова. – Мы находили решение. Иногда технологическое, которое правда переворачивало технологию реального бизнеса, и всегда это новые маркетинговые ходы, способы популяризации, нестандартные и перспективные взгляды на вещи. Например, в 2013 году участники предположили, что однажды российскому образованию придется перестраиваться под сочетание очного и дистанционного форматов. Взрослые не поверили. Дальше вы сами знаете, как получилось».

«Наноград давно стал событием в образовательной жизни страны. Исследователям еще предстоит оценить его вклад в формирование современной инженерной элиты. Сегодня крайне важно давать школьникам возможность пробовать себя в решении реальных задач, способных помочь бизнесу посмотреть на свои процессы под иным углом. При таком подходе выигрывают все: бизнес получает новаторские идеи, а школьники реальный опыт и возможности для самоопределения. К тому же это отличная школа для формирования умения решать сложные задачи вместе, в команде», – отметил исполнительный директор благотворительного фонда «Вклад в будущее» Петр Положевец.

В нынешнем году СберОбразование предложило наноградцам разработать прототип интерактивной игры для изучения мягких навыков на классных часах. Ребята спланировали модули и уроки, исходя из желаемого уровня освоения навыков учащимися.

Для группы компаний «КРИСТ» участники разработали план-проект всех процессов получения сухого порошка альгината натрия – добавки Е401, которая используется как загуститель и стабилизатор в пищевой, фармацевтической и косметологической промышленности. Сырье – бурые водоросли, которые пока не собирают и не выращивают в России. По данным школьников, 97% альгината натрия – импорт, а единственный завод в Архангельске производит лишь одну тонну в месяц при потребности российского рынка в 100-150 тонн. Наноградцы посчитали, что плантации рационально создать в морях: Белом, Баренцевом, Японском и Охотском.

«Ребята проявили фантастические умения осваивать новую информацию в очень короткие сроки. Уверен, что непросто разобраться в свойствах полисахаридов и технологических процессах производства альгината натрия, да еще в режиме постоянной многозадачности. Стажеры предложили достаточно проработанное и оригинальное решение, действительно ценное для компании. Мы обязательно протестируем в самые ближайшие сроки парофазную обработку подкисленных водорослей. Это кажется очень перспективной идеей, о которой мы на самом деле пока не задумывались. Как только запустим производство, обязательно пригласим ребят в гости. Спасибо стажерам за качественно выполненную работу и кураторам, которые эту работу организовали», – сказал технолог-разработчик комплексных пищевых добавок «КРИСТ» Николай Рядинский.

По заданию лаборатории «НаноАналитика» при Казанском национальном исследовательском технологическом университете школьники нашли способ использовать 600 млн тонн рисовой шелухи – это примерно 895 Лахта-центров. Наноградцы предложили перерабатывать отходы в полилактид – пластик, из которого можно изготавливать упаковку, контейнеры для еды, катушки для 3D-принтеров. Причем себестоимость продукции, по расчетам школьников, будет ниже рыночной даже при наценке в 65%.

«Очень важно, что наши дети уже с юного возраста имеют возможность познакомиться с миром высоких технологий и инновационным предпринимательством, попробовать себя в решении реальных задач, которые стоят перед производственными компаниями. Такую возможность дает Наноград, который стал своего рода профириентационной платформой для талантливых школьников», – отметил директор департамента образовательных программ и профессиональных квалификаций Фонда инфраструктурных и образовательных программ Станислав Нисимов.

Для компании «Газпром трансгаз Югорск» участники модифицировали робота для мониторинга коррозии подземных трубопроводов и даже создали его прототип на 3D-принтере.

«Профориентация школьников должна включать системную цепочку событий, которые помогают подростку понять себя и выстроить личную карьерную траекторию. Форум “Наноград” стал пробой пера – ребята увидели, чему еще необходимо научиться, получили советы экспертов. Все это поможет конкретизировать дальнейший образовательный план», – Татьяна Корниенко, директор «Газпром школы Санкт-Петербург».

Способы более эффективного детектирования металла в потоке шлака ищет Datana. Участник команды Максим Андронов из 41 школы Московской области комментирует работу над проектом: «Сталь на производствах нужно очищать от примесей, например, от фосфора. Для этого в металл заливают шлакообразующие вещества. Они вбирают в себя примеси, но вместе с ними – и часть полезного металла. На тонну слитого шлака теряется около 1,5 кг металла. Наша задача – вернуть хотя бы 10% потерь вместо 3-5%. По нашим расчетам, нам удалось потенциально повысить выработку до 8%».

Завод «Оптиковолоконные Системы» поставил задачу уменьшить количество дефектов в волокне за счет модернизации системы подачи акрилатов.

«Оптоволокно покрывают полиакрилатами, которые защищают стеклянную нить от внешних воздействий. Но кавитационные пузырьки, возникающие в акрилатах при хранении и нанесении снижают прочность и долговечность изделий. Мы прорабатываем несколько решений. Во-первых, можно удалять пузырьки ультразвуком. Во-вторых, использовать агар вместо полиакрилатов. Он обладает почти теми же физическими свойствами, но более дешевый. Мы попробовали объединить технологически оба метода. Чтобы оценить критический уровень пузырьков мы предлагаем использовать высокоскоростную камеру и обрабатывать снимки с помощью нейросети. Я написала ее для школьного проекта, но здесь она тоже применима. Нейросеть может распознавать пузырьки на изображении и высчитывать их среднее распределение в объеме», – говорит Таисия Васильева из лицея 239 в Петербурге.

Компания «Энергия» поручила наноградцам сделать проект универсального аккумулятора, работающего одновременно при высоких и низких температурах.

«Самые распространенные литий-ионные аккумуляторы имеют малый температурный диапазон. Мы можем либо разработать абсолютно новый тип аккумулятора, либо модифицировать литий-ионный. Второе более реалистично. Отличие – в материалах анода, катода или составе электролита», – объясняет Дмитрий Калинкин из лицея № 2 в Ангарске.

Справочно

Профориентационный форум «Наноград» проводится с 2010 года. Его цель – включение школьников, студентов и педагогов в развитие современного образования, в первую очередь, в развитие проектной и исследовательской культуры школьников в условиях высокотехнологичного общества.

Оператором является учрежденная Фондом инфраструктурных и образовательных программ АНПО «Школьная лига» в Санкт-Петербурге. За все годы к Школьной лиге присоединились более 1 000 школ из 80 регионов России.

За 10 лет Наноград побывал в Пензе, Казани, Москве, Тольятти, Саранске, Ульяновске, Сочи, Владивостоке и Ханты-Мансийске.

Источник: пресс-служба «Нанограда 2022»; Академия талантов Санкт-Петербурга.

Фото: Академия талантов Санкт-Петербурга.