Детский сад будущего: ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста

25 марта в Театрально-концертном комплексе «Карнавал» в рамках Петербургского международного образовательного форума состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Детский сад будущего: ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста».

В мероприятии приняли участие руководители и педагоги дошкольных образовательных организаций, преподаватели вузов, институтов развития образования, профессиональных образовательных организаций, специалисты информационно-методических центров; родители детей раннего и дошкольного возраста.

Участники конференции обсудили ключевые вопросы организации ранней профориентационной подготовки детей дошкольного возраста.

На пленарном заседании были представлены доклады кандидата педагогических наук, доцента, заместителя директора по взаимодействию с образовательными организациями Центра опережающей профессиональной подготовки Степана Жолована; доктора педагогических наук, профессора кафедры дошкольного образования СПб АППО Марии Крулехт; кандидата педагогических наук, доцента, заведующего кафедрой дошкольного образования Ленинградского института развития образования Светланы Никитиной; кандидата педагогических наук, заведующего детским садом №81 Красногвардейского района Санкт-Петербурга Елены Родиной; кандидата педагогических наук, ректора Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Мурманской области «Институт развития образования» Ольги Малаховой.

Спикеры отметили, что современное образовательное пространство актуализирует одну из основных задач профессиональной подготовки - помочь обучающемуся определиться в выборе будущей профессии. Поскольку гармонично развитой в профессиональном смысле может считаться только личность, определившаяся в трудовом выборе, приносящая пользу обществу и получающая от него удовольствие, очевидна необходимость модернизации и совершенствования практики раннего воспитания, начинаемого с дошкольного возраста, ориентируемого на профессиональное становление. В связи с этим актуализируется организация работы по раннему профессиональному воспитанию в соответствии с принципами профессиональной ориентации среди педагогов дошкольных образовательных организаций.

Докладчики акцентировали внимание на том, что организация ранней профориентационной работы с воспитанниками дошкольных образовательных организаций должна носить системный характер, так как представляет начальный этап в системе непрерывного обучения и воспитания. Построенная в соответствии с учётом возрастных особенностей обучающихся, ранняя профориентация способствует формированию базовых представлений о мире профессий, создает предпосылки для правильного понимания взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности, служит стимулом к развитию познавательных и творческих способностей детей. Спикеры представили многообразие ресурсов повышения квалификации для профессионального роста современного педагога.

Значимое место в конференции заняли секционные заседания. В работе секций приняли участие более 240 человек, среди которых – представители профессионального сообщества дошкольного образования регионов России.

В рамках работы секции №1 – «Актуальные вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста: профессиональные ответы» - обсуждались вопросы, связанные с проблемой ранней профориентацией детей дошкольного возраста в детском саду в контексте многообразия ресурсов образовательной среды.

Подробнее о работе секции

На второй секции рассматривалась тема «Современных образовательных технологий в контексте исследования ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста».

Подробнее о работе секции

Секция №3 – «Культурные практики в ранней профориентации детей дошкольного возраста» - проводилась в формате круглого стола. В выступлениях докладчиков были представлены: оригинальный опыт развития у дошкольников интереса к инженерным профессиям средствами исследовательского конструирования; результаты исследовательской работы по ранней профориентации в аспекте знакомства с миром музыкальных профессий; возможности проектной деятельности и использования макетов для развития у детей познавательных интересов к миру профессий в условиях мегаполиса.

Подробнее о работе секции

Актуальной теме – «Новые грани взаимодействия с семьёй в контексте ранней профориентации детей дошкольного возраста» – была посвящена секция №4.

Подробнее о работе секции

Конференция обозначила проблемы, актуальные для системы дошкольного образования, позволила обобщить итоги деятельности различных образовательных организаций. Конференция стала площадкой для обмена инновационным опытом работы, послужила импульсом для ознакомления и использования новейших достижений науки и практики, а также поиска новых профессиональных решений по рассматриваемым вопросам. Участники высоко оценили теоретическую значимость и практическую направленность конференции.

Организатором мероприятия выступила кафедра дошкольного образования СПб АППО.

Справочно

С 19 по 29 марта 2021 года в рамках XI Петербургского международного образовательного форума пройдёт около 300 мероприятий. Участников ждут конференции, семинары, круглые столы, мастер-классы, дискуссионные площадки, форсайт-сессии, педагогические олимпиады, конкурсы, квесты, презентации. Подробная программа доступна на сайте форума.