Новости





Девять петербуржцев представили практики на педагогических чтениях «Моя страна – моя Россия»
Проект «Моя страна – моя Россия» президентской платформы «Россия – страна возможностей» собрал в Москве, на всероссийских педагогических чтениях представителей из разных регионов России. Разработки, посвященные развитию гражданско-патриотического воспитания, участники представили на площадке Российской академии образования.
«Темы, поднятые на всероссийских педагогических чтениях, касаются ключевых направлений развития системы воспитания. Именно такие площадки, как педагогические чтения, дают возможность открытого профессионального диалога, обмена опытом и совместного поиска решений, направленных на воспитание личности, способной развивать и укреплять страну», – подчеркнул первый заместитель министра просвещения Российской Федерации Александр Бугаев.
В этом году на участие в III Всероссийских педагогических чтениях «Моя страна – моя Россия» поступило 2047 заявок от педагогов со всей страны, что вновь подтвердило высокий уровень вовлеченности профессионального сообщества, стремление к развитию системы образования и укреплению воспитательных ценностей.
По итогам отборочного этапа экспертная комиссия определила 150 авторов педагогических практик, которые получили приглашение на очную программу и возможность масштабировать свои подходы в других регионах страны, и в их числе – 9 петербуржцев.
Анна Никулина, педагог-организатор, завотделом культурно-досуговой деятельности Дома детского творчества Центрального района Санкт-Петербурга «Фонтанка-32», координатор советников директора по воспитанию, представила проект «Объединяя Петербург», объединяющий старшеклассников через исследование культурного наследия города и развитие идентичности. Проект помогает подросткам лучше понимать свое место в обществе, использовать цифровые технологии в образовательных целях и реализовывать творческие инициативы в городской среде.
Юлия Минакова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Царскосельской гимназии искусств имени Анны Ахматовой, представила Всероссийский патриотический проект «Вместе идем к Победе!». Инициатива объединяет школьников, педагогов и родителей из разных регионов России в масштабной акции по чтению стихотворений о Великой Отечественной войне. Проект направлен на воспитание патриотизма, сохранение исторической памяти и развитие творческих способностей детей через искусство.
Нина Бабичева, заместитель директора по учебно-методической работе гимназии № 159 «Бестужевская», представила практику «Социальная функция медиаобразования: из опыта адресной работы с различными категориями обучающихся». В основе практики – включение медиаобразовательных технологий в урочную и внеурочную деятельность для детей с разными образовательными потребностями. Автор показывает, как создание собственных медиапродуктов формирует у школьников критическое мышление, медиаграмотность и гражданскую ответственность.
Дмитрий Шифрин, педагог дополнительного образования, учитель информатики, ИКТ и математики школы № 167 Центрального района Санкт-Петербурга, представил проект «Финансовая грамотность: от теории к практике жизни». Проект развивает финансовую культуру учащихся через решение практических задач, моделирующих жизненные ситуации. Практика помогает формировать ответственное отношение к деньгам, критическое мышление и основы экономической безопасности.
Светлана Купренюк, преподаватель Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, представила практику «Скетч-экскурсия как метод изучения и визуализации исторических мест», в которой художественное рисование используется как инструмент познания истории. Участники создают зарисовки памятных мест, связанных с блокадой Ленинграда, что помогает сохранить историческую память и воспитывает уважение к подвигу жителей города.
Лариса Гребеникова, преподаватель спецдисциплин Санкт-Петербургского архитектурно-строительного колледжа, представила практику «Объемно-пространственная композиция с элементами макетирования как творческий метод в проектной работе», в которой макетирование используется как инструмент творческого и профессионального развития обучающихся. Практика объединяет школы, колледжи и вузы, развивает пространственное мышление и навыки проектирования, формируя систему непрерывного архитектурно-художественного образования.
Алексей Лобанов, директор Школы «Таурас», представил практику «Сквозные образовательные события как технология воспитания гражданской идентичности», направленную на формирование у учащихся устойчивого чувства гражданской принадлежности через интеграцию долгосрочных образовательных мероприятий, связывающих обучение с реальной социальной жизнью. Практика способствует развитию патриотизма, социальной активности и может быть адаптирована для разных возрастных уровней.
Павел Некрасов, заместитель директора спортивного объекта «Луч» (СПб ГАУ «Дирекция по управлению спортивными сооружениями»), представил практику «Вовлечение детей-сирот в волонтерство средствами добровольческой деятельности». Проект направлен на социализацию воспитанников центров содействия семейному воспитанию через участие в волонтерских акциях, духовно-нравственное просвещение и взаимодействие с волонтерами и наставниками.
Сергей Беликов, учитель физики и информатики Домашней школы «Цифриум» (ООО «Цифровое образование»), представил практику «Алгоритм повышения учебной мотивации через интеграцию личных интересов ученика с помощью AI». Автор предлагает инновационную технологию персонализированных заданий, создаваемых с помощью искусственного интеллекта, что повышает вовлеченность школьников и делает обучение эмоционально значимым.
«Педагогические чтения – это творческая лаборатория, где рождается будущее отечественной педагогики. В ваших разработках, искренней преданности делу мы видим живой отклик на вызовы времени и приоритеты государственной образовательной политики. Особенно ценно, что чтения создают мост между теорией и практикой, между академической наукой и реалиями системы образования. Проект уникален тем, что соединяет высокий патриотический порыв с конкретными делами, любовью к малой Родине, с ответственностью за судьбу всей страны. Именно вы, педагоги, являетесь теми проводниками, которые помогают молодому поколению глубоко почувствовать эту связь», – отметила президент Российской академии образования Ольга Васильева.
Одним из ключевых событий программы стало пленарное заседание «Воспитание через ценности и смыслы: вызовы и стратегии». В дискуссии приняли участие представители федеральных органов власти, ведущих образовательных и научных организаций, а также институтов развития, объединенных общей задачей – обсуждением стратегий воспитания и укрепления ценностных основ современного образования.
Помимо пленарного заседания и представления практик в Российской академии образования, программа чтений включала серию онлайн-лекций ведущих представителей образовательного и научного сообщества. Лекторы рассмотрели роль ценностей в работе наставников в современном контексте.
Кроме того, педагоги приняли участие в деловой игре «Разговоры о важном: 17 ценностей», где в командах разрабатывали структуры учебных занятий, направленных на формирование ценностного фундамента школьников разных возрастных категорий.
Завершающим событием программы стала презентация лонгитюдного исследования «Растем вместе», посвященного изучению познавательного и эмоционального развития детей и созданию технологий, способствующих гармоничному формированию личности.
Записи трансляций педагогических чтений и презентации авторских практик их участников доступны для просмотра в сообществе Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» в социальной сети «ВКонтакте».
Справочно
Проект «Моя страна – моя Россия» реализуется в рамках федерального проекта «Россия – страна возможностей» национального проекта «Молодежь и дети» при поддержке Фонда президентских грантов.
Всероссийских педагогические чтения проекта «Моя страна – моя Россия» реализуются при поддержке Российского государственного гуманитарного университета, который выступает площадкой для работы дирекции и организации ключевых мероприятий.
Источник: пресс-служба Комитета по образованию; пресс-служба президентской платформы «Россия – страна возможностей».
Фото: проект «Моя страна – моя Россия».


