Для чего в Академической гимназии № 56 организуют выезды старшеклассников?

Выезды старшеклассников в Академической гимназии № 56 Санкт-Петербурга – давняя традиция. Выездов два – осенний и зимний.

Осенний выезд, в котором принимают участие около 600 человек (10 и 11 классы), изначально был задуман как сюжетно-ролевая игра. Главное условие полноценной творческой жизни на протяжении трех дней – театрализация происходящего.

Темы осенних выездов были самыми разными – «Тайна каньона Дель Оро», «Кубок огня», «Тайна одной экспедиции», «„Арго“ и аргонафты», «Путь Пау-Вау», «Аргонавты. Миссия „Ящик Пандоры“» и многие другие.

Тема одного из осенних выездов была – «В некотором царстве...». Каждый класс стал дружиной из древних русских земель и городов. К выезду мастерили флаги с изображением герба дружины, воеводства, земли, города и т.д. Цвет каждого стяга должен был совпадать с «цветом дружины». Костюмы тоже должны были соответствовать русской традиции: в ход пошли косоворотки, жилеты, сарафаны, кокошники. Репетировали концертные номера – танцы, синхробуффонады, инсценированые песни и сказки. Для подготовки к интеллектуальным играм нужно было прочитать русские народные сказки, в том числе в обработке классиков, а также сказки П.П. Ершова и А.С. Пушкина.

Идея сменить обстановку, выйти (вернее, выехать) за пределы школы, создать принципиально иную «параллельную» жизнь в течение нескольких дней родилась из опыта работы педагогов гимназии в пионерских лагерях. Там успешная яркая смена могла состояться только в том случае, если ее событийная наполненность конкурировала по интенсивности, оптимизму, ощущению романтики и игры с реальной жизнью детей вне лагеря.

«Правда, в случае выезда речь идёт не о противопоставлении, а именно о параллельности такого существования, поскольку мы были (и остаемся) уверены, что, отменяя уроки, домашние задания, школьную форму и покидая школьное здание на три дня, мы создаем праздник, романтику и оптимизм для сотни школьников... лишь на первые два часа выезда, - рассказывают в гимназии.

Дальше возможны два варианта развития событий. Первый, когда главным становится обеспечение порядка и частичной творческой (спортивной, организационной) занятости участников выезда. Второй, когда общее постоянное, разножанровое и во многом непредсказуемое творчество поддерживает порядок само и обеспечивать надо не “дисциплину”, а свободу творчества, соблюдение законов жанра, в конце концов, право зрителя на увлекательное представление и право актеров на зрительское внимание».

«Наш опыт показывает, что второй сценарий невозможно осуществлять, находясь вне его игровой, театральной, эмоциональной структуры. Иными словами, влиять на ход импровизации можно, только импровизируя с остальными, а не пытаясь объяснять другим, что, каким образом и зачем должно происходить дальше», - считают в педагогическом коллективе.

Во время осеннего выезда среди приехавших классов есть те, кто впервые оказывается в обстановке «параллельного творческого мира». При этом если свои бывшие девятиклассники, скорее всего, про выезд слышали и, вполне возможно, готовы к нему морально, то принятые из других школ десятиклассники (таких до 60%) о традиции выездов ничего не знают и даже друг с другом знакомы еще недостаточно.

На осеннем выезде – главное играть (“в пиратов”, “в восточный базар” и т.д.). Это связано, в частности, с тем, что тему осеннего выезда объявляют не более, чем за неделю до его начала. В противном случае – принятые в школу десятиклассники оказываются в положении дворовой футбольной команды, попавшей на турнир профессионалов.

Основа творчества, которым занимаются школьники как осенью, так и зимой, одна и та же – самодеятельность и сотрудничество. Праздник «1 Сентября», осенний выезд, «День подарков просто так», «Карнавал» – все это вместе с работой коллективов Центра дополнительного образования гимназии и уроками социальных технологий позволяет в Академической гимназии № 56 Санкт-Петербурга ожидать от классов сопоставимых по качеству значительных творческих (музыкальных, актерских, режиссерских, авторских) достижений.

Информация и фото: Академическая гимназия № 56.