Для выпускников могут ввести обязательный ЕГЭ по истории для гуманитарных специальностей

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов сообщил на расширенном заседании Совета Российского Союза ректоров о создании рабочей группы для проработки решения об установлении обязательного ЕГЭ по истории для поступления на гуманитарные направления в вузы, а также рассказал о сроках подготовки Стратегии развития образования.

Участие во встрече также приняли замминистра Министерства образования и науки России Дмитрий Афанасьев, председатель Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев, председатель Комитета Госдумы по молодёжной политике Артём Метелев, президент Российской академии образования Ольга Васильева, члены Совета Российского Союза ректоров, президенты и полномочные представители университетов России и представители РАН.

«22 июня Президент России провел встречу с авторами учебника по истории. На ней было озвучено предложение о введении обязательного ЕГЭ по истории для ряда специальностей в вузах. С Рособрнадзором мы в ближайшее время создадим совместную рабочую группу. Ее участниками станут представители Администрации Президента, депутаты Госдумы, ректоры вузов, представители научно-педагогической общественности. Мы разработаем окончательное решение по срокам и механизму введения обязательного ЕГЭ по истории», – отметил Сергей Кравцов.

Сформировано единое образовательное пространство, обновлены стандарты, утверждены единые программы по всем предметам. Под программы разрабатываются новые государственные учебники.

Совместно с Российской академией наук началась работа по подготовке единых учебников по предметам естественно-научного цикла. Планируется, что они будут готовы к 2028 году.

Петербургские эксперты отмечают, что будущим специалистам гуманитарных профессий знание истории необходимо, но сама инициатива по ведению обязательного ЕГЭ требует широкого обсуждения с экспертами.

«Обязательное ЕГЭ по истории для поступающих в гуманитарные вузы это серьезная инициатива, требующая комплексной экспертной оценки. Для гуманитариев понимание исторического контекста — базовый профессиональный инструмент. Литературоведу, юристу, политологу или философу без знания истории страны невозможно глубоко анализировать процессы.

Обязательное ЕГЭ по истории повысит мотивацию школьников к изучению истории, придаст предмету статус «профильного» для целевой аудитории. Однако эта инициатива несет за собой ряд рисков. Уровень со временного ЕГЭ по истории не осилит ученик с базовыми знаниями. Значит будет существовать вероятность деления на базу и профиль, как в математике.

Решение о ЕГЭ по истории должно приниматься после широкого обсуждения с профессиональным сообществом (историки, преподаватели вузов, учителя школ) и пилотных проектов. Целью должна быть не просто «проверка знания истории», а оценка способности мыслить исторически», — считает учитель истории школы № 172 Калининского района Ксения Медведева.

«Уверена, все, кто в свое время сдавал при поступлении историю СССР, согласятся — это был очень сложный экзамен. Охватить огромный массив от Батыя до какого-нибудь закона последнего года — трудно. Тут важно, как заданы вопросы и кто оценивает», — прокомментировала российский журналист, автор и режиссер документальных фильмов, телеведущая Пятого канала Ника Стрижак.

На совещании Сергей Кравцов сделал акцент на разработке Стратегии развития образования.

«Нам необходима Стратегия, закрепляющая принципы отечественной системы образования – суверенность, единство образовательного пространства, приоритет воспитательной работы. Мы провели большую работу, многие участвовали в разработке документа. Это комплексный документ, который охватывает все уровни образования, начиная с дошкольного и заканчивая вузовским образованием», – сказал министр.

Источник: пресс-служба Комитета по образованию.