Дмитрий Гущин: «Учительство есть высокое служение своим ученикам»

25 сентября в Ростове-на-Дону торжественно откроется федеральный этап главного профессионального педагогического состязания страны — конкурса «Учитель года России – 2021». Участие в нём примут 85 педагогов из всех регионов РФ. В ожидании начала конкурсных испытаний «Дайджест петербургского образования» продолжает знакомить читателей с петербуржцами — «учителями года» разных лет.

Дмитрий Дмитриевич Гущин — учитель математики и физики гимназии № 261 Кировского района Санкт-Петербурга, автор-создатель образовательных порталов «РЕШУ ЕГЭ» и «СДАМ ГИА», автор книг и статей по математике и методике её преподавания. Абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2007». Двукратный победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации Министерства образования и науки РФ. Пятикратный победитель конкурсов лучших учителей Фонда «Династия». Лауреат премии Сороса.

— Дмитрий Дмитриевич, какие «уроки» Вы получили, готовясь к конкурсу «Учитель года России»?

— Урок должен быть не только «умным», серьезным и глубоким, но одновременно легким и воздушным.

— А какие «уроки» получили на самом конкурсе, «привезли» с конкурса для себя? Для педколлектива?

— Участие в конкурсе сродни чтению книг. Нельзя сказать, что именно это слово, абзац изменили тебя, но все в целом обогащает: и выразительность языка, и интересные идеи, и глубокие мысли. На всероссийском конкурсе была удивительная атмосфера тепла и заботы друг о друге, много разговоров, обсуждений, обмена опытом с лучшими учителями страны. Там совсем не было атмосферы соперничества или стремления победить любой ценой, как иногда бывает в творческих соревнованиях. Быть единомышленниками, профессионалами высокого класса, не быть конкурентами — это мне запомнилось больше всего.

— Продолжите фразу: «Конкурс „Учитель года“ — это…».

— … это труд. До конкурса, во время него и после. Особенно тяжелый, если стать победителем. Наступает такой период в жизни, когда на тебя некоторое время направлены все прожекторы. Но что ты им покажешь, и что они увидят? Профессиональное признание — это большая гордость и радость. Но есть и оборотная сторона. Будут и письма сумасшедших, и отчаянные просьбы о помощи, когда совсем нечем помочь… Миссия победителя − распространение передового опыта работы: своего собственного, образовательного учреждения, района, города. Это очень благодарная, но совсем не простая работа на много лет вперед.

— В чем секрет Вашей победы? Сформулируйте его некоей формулой.

— Хочешь быть счастливым — будь им! Хочешь победить — победи!

— Согласны ли Вы с утверждением: «Несмотря на то, что конкурс — „личное первенство“ учителя, в его успехе (победе) значительную роль играют и другие люди»? Если согласны, то назовите тех, кто «причастен» к Вашей победе.

— Ученические годы, университет, школы и вузы в которых я работал − Санкт-Петербургский государственный университет, Университет педагогического мастерства, − всё это вместе формировало меня как личность и как учителя. На мое становление в детские и юношеские годы, на выбор жизненного пути набольшее влияние оказали родители − кандидат философских наук, доцент СПбГУ Дмитрий Александрович Гущин, кандидат экономических наук, доцент медицинского педиатрического университета Ольга Алексеевна Гущина. Из своих коллег по профессии за многолетнюю дружбу, поддержку и творческое сотрудничество я особенно благодарен заслуженным учителям России — Владимиру Борисовичу Некрасову, доценту Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, и Нине Николаевне Колпачковой, учителю Петергофской гимназии императора Александра II.

— Какой главный критерий лично Вы определили бы, чтобы назвать учителя «учителем года», лучшим из лучших?

— Порядочность, внутренняя честность, глубокие профессиональные знания, широкий кругозор, умение принять чужую точку зрения, умение прощать, и, главное, понимание того, что учительство есть высокое служение своим ученикам.

Подготовлено по материалам сборника «Номинация „Учитель года“ конкурса педагогических достижений 1992-2017. История в лицах».