Эксперты обсудили развитие модели «колледж-завод» в Санкт-Петербурге

На площадке Центра опережающей профессиональной подготовки Санкт-Петербурга в рамках деловой программы VII Открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) состоялся круглый стол по теме «Развитие модели „колледж-завод“. Создание малых бизнес-предприятий на базе колледжей».

Модель «колледж-завод» – один из форматов сотрудничества бизнеса и образования, когда на базе колледжа создается малое предприятие с сотрудниками-студентами. Эта модель в разных формах существовала при плановой экономике, а сейчас, по мнению участников мероприятия, должна быть актуализирована в новых реалиях.

Сегодня студенты профессиональных образовательных организаций сталкиваются со множеством трудностей во время поиска своего первого рабочего места, что снижает процент трудоустройства выпускников по специальности. Разрабатываемая модель позволяет оценивать обучающегося не только в качестве студента, но уже и как молодого работника, у которого появится шанс получить реальные навыки и заработную плату.

Впервые идею «колледж-завод» представили в 2020 году на форуме Агенства стратегических инициатив (АСИ) и Росконгресса «Сильные идеи для нового времени», она вошла в топ-100 идей по результатам отбора для учета в стратегии агентства. АСИ взяло проект на сопровождение, он получил одобрение в Минтруде и Минпросвещения России.

Основные положения и направления развития модели «колледж-завод» обозначил, выступая перед участниками круглого стола, директор проектов Центра инициатив направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов Алексей Тропак.

Идея внедрения производства в СПО в разное время претерпевала изменения. Сегодня с учетом действующего законодательства создание хозяйствующего субъекта малого и среднего предпринимательства является одной из оптимальных форм.

«Идея модели „колледж-завод“ – некое возрождение советского опыта. Колледж воспроизводит бизнес-процесс, помогает вырабатывать практические навыки, при этом создаются полноценные рабочие места для студентов, с вознаграждением за труд. Такая модель рождает новые требования к колледжу – не только как к образовательной организации, но и как к участнику бизнеса», – отметил модератор обсуждения Дмитрий Ковалев, директор Академии цифровых технологий, общественный представитель Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов по направлению «Образование и кадры» в Санкт-Петербурге.

Однако с учетом сегодняшних реалий необходимо полностью переосмыслить новый формат работы колледжей. Для этого потребуется внесение достаточного количества изменений в правовые акты и акты федеральных властей.

Возможные направления реализации модели в Санкт-Петербурге обозначила в своем выступлении директор Центра опережающей профессиональной подготовки Санкт-Петербурга Ольга Коротеева. Она подчеркнула, что пока развитие подобного формата сталкивается с барьером в виде откровенно сырой законодательной базы.

«Мы общаемся на эту тему с руководителями колледжей и видим, что на них ложится слишком большая ответственность. Что делать, если оборудование вышло из строя при выполнении частного заказа? Как закупить сырье, не нарушив законодательство? Как правильно выбрать форму собственности? Необходима законодательная база, которая поможет застраховать риски», - сказала Ольга Коротеева.

Спикеры говорили о том, что малые предприятия на базе колледжей будут не конкурировать, а, скорее, сотрудничать с частными компаниями. Они смогут удовлетворить спрос на товары и услуги в отдаленных регионах, где конкуренция невысока, выполнять заказы на аутсорсинге и помогать традиционным игрокам рынка обслуживать клиентов в сезоны пиковой нагрузки.

Также эти предприятия смогут выпускать молодых специалистов, уже получивших опыт на реальных заказах, и обеспечат непрерывное повышение квалификации мастерам производственного обучения.

В России уже есть практики у образовательных организаций, которые можно отнести к «колледж-заводу» в разных отраслях. Это хорошие примеры развития внебюджетной деятельности колледжей, а также основа развития полноценных бизнесов, в том числе совмещенных с практической подготовкой.

Опыт реализации проектов в области создания бизнес-предприятий на базе образовательной организации был представлен в выступлении начальника юридического отдела Московского государственного образовательного комплекса Сергея Матюхина.

О преимуществах и рисках реализации модели «колледж-завод» говорили руководитель Академии ООО «ДМГ МОРИ Рус» Илья Тонких, директор Автомеханического колледжа Родион Лучковский.

Перспективы сотрудничества с малыми и средними предприятиями в рамках реализации модели «колледж-завод» обозначила Лариса Гринина, коммерческий директор ООО «Феррополис». По ее мнению, нужно показывать школьникам и студентам реальное производство, заинтересовать их.

Заделы и направления реализации модели «колледж-завод» обозначили в своих выступлениях директор Санкт-Петербургского технического колледжа Алексей Бурасовский и директор Реставрационно-художественного колледжа Ольга Добрынина.

Запись трансляции обсуждения

По информации АСИ, ЦОПП Санкт-Петербурга.

Фото: ЦОПП Санкт-Петербурга.