Физики и лирики – единый взгляд на формирование функциональной грамотности

24 марта в рамках XI Петербургского международного образовательного форума на базе гимназии № 363 Фрунзенского района состоялся практико-ориентированный семинар «Физики и лирики – единый взгляд на формирование функциональной грамотности».

Организаторами мероприятия выступили гимназия № 363 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, ИМЦ Фрунзенского района и Санкт Петербургская Академиия постдипломного педагогического образования.

Участниками семинара стали директора и заместители руководителей образовательных учреждений по учебно-воспитательной работе, педагоги, тьюторы, методисты, а также представители ИМЦ Фрунзенского района, АППО СПб, Комитета по образованию – в общей сложности более 130 специалистов образования из Санкт-Петербурга, Ленинградской и Мурманской областей.

Работа на семинаре была организована в пленарной части и на трёх виртуальных площадках в форме методической карусели. На каждой площадке участники семинара в формате публичного выступления или мастер-класса обсуждали вопросы формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках гуманитарного и естественнонаучного цикла.

Проблема формирования функциональной грамотности волнует в настоящее время учителей разных предметов. Свой взгляд на данную проблему озвучили старший преподаватель кафедры филологического образования СПб АППО Людмила Геннадьевна Гвоздинская и профессор кафедры естественно-научного образования СПб АППО, доктор педагогических наук Галина Николаевна Степанова.

Учитель русского языка и литературы гимназии № 363 Рамила Рахимовна Саберзянова познакомила педагогов с различными приёмами смыслового чтения при работе с поэтическим текстом. Тема её выступления – «Инвентаризация» (приёмы смыслового чтения).

Учитель химии гимназии № 363 Анна Борисовна Чистова продемонстрировала деловую игру «Углеводороды в нашей жизни», в ходе которой показала, что на уроке нужны не только знания предмета, а также жизненный опыт и хорошо развитое воображение.

Учитель физики школы № 667 Татьяна Витальевна Гребенникова показала, как можно проиллюстрировать философские идеи физическими законами, а законы физики – литературными произведениями. Тема её мастер-класса – «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой или принцип причинности и три закона Ньютона».

Зачем нужны учителю музейно-педагогические технологии – рассказала старший преподаватель кафедры естественнонаучного образования СПб АППО, почетный работник общего образования РФ Татьяна Георгиевна Яковлева. Также она познакомила учителей с конструктором учебных задач и показала, как с его использованием создавать задания по любой теме любого предмета.

Как проверить читательскую грамотность? Сложно ли это? Учитель русского языка и литературы гимназии № 363 Дарья Васильевна Тампио представила мастер-класс «Читательская грамотность: позиция эксперта».

Учителя физики из образовательных учреждений Невского района – Диана Николаевна Васильева (гимназии № 343) и Мария Петровна Пригарина (ГБОУ СОШ № 348) – познакомили участников семинара с различными приёмами работы с текстом и рисунками параграфов учебника «Физика», и примерами формулировок заданий для формирования универсальных учебных действий и функциональной грамотности учащихся.

В нашем государстве обучение чтению и письму является не только доступным, но и обязательным и бесплатным. Несмотря на это, далеко не все уверенно себя чувствуют в современном мире, правильно воспринимают поток информации. Одна из причин кроется во всеобщей культуре, в социальном пространстве, в отсутствии функциональной грамотности.

Функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий умение использовать печатное слово в быту, другими словами – «социальная практика работы с текстом».

Теоретический и дидактический материал, представленный в мастер-классе «Развитие навыков критического мышления через социальную практику работы с текстом» учителя русского языка и литературы гимназии № 363 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Ольги Алексеевны Прибытковой будет полезен учителям-предметникам как на уроках, так и в быту – в личной практике.

Что выгоднее – накопить денег на новую покупку, взять кредит или купить в рассрочку? Как формировать финансовую грамотность у современных школьников? Ответы на эти вопросы дал учитель истории и обществознания гимназии № 363 Алексей Олегович Коржов.

Справочно

С 19 по 29 марта 2021 года в рамках XI Петербургского международного образовательного форума пройдёт около 300 мероприятий. Участников ждут конференции, семинары, круглые столы, мастер-классы, дискуссионные площадки, форсайт-сессии, педагогические олимпиады, конкурсы, квесты, презентации. Подробная программа доступна на сайте форума.