Гимназия «Земля и Вселенная» представила интеграцию основного и дополнительного образования на примере школьного Кванториума

Выездной семинар на тему «Интеграция основного и дополнительного образования на примере деятельности структурного подразделения – Детский технопарк „Кванториум“ ГБОУ гимназии № 642 „Земля и Вселенная“ Санкт-Петербурга» состоялся в рамках XII Петербургского международного образовательного форума. Он был включен в программу Всероссийской конференции с международным участием «Информационные технологии для Новой школы».

Организатором семинара выступила гимназия № 642 «Земля и Вселенная» Василеостровского района Санкт-Петербурга. Занятия, посвященные теме интеграции основного и дополнительного образования, провели учителя гимназии, педагоги дополнительного образования «Кванториума» и IT-парка «Сфера». Участниками семинара стали руководители и педагогические работники образовательных организаций общего и дополнительного образования.

Грамотная интеграция основного и дополнительного образования – магистральная идея создания и функционирования школьных Кванториумов, которые выступают одним из способов достижения нового качества основного образования через привлечение ресурсов и преимуществ дополнительного образования. Применение современного высокотехнологичного оборудования школьных Кванториумов не только на занятиях дополнительного образования, но и на уроках химии, биологии, физики, математики, информатики позволяет значительно расширить стандартные образовательные программы, углубить их содержание.

Такая интеграция была продемонстрирована, например, на уроке изобразительного искусства в 4-ом классе. Урок построен на создании мультипликации на основе ранее выполненной коллективной работы детей по сюжету известного произведения сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» (глава «Безумное чаепитие»). Изготовленные детьми при помощи аппликации и работы с пластилином персонажи, предметы и декорации используются в короткой сюжетной постановке с покадровой анимацией. В ходе работы дети познакомились с этапами создания мультфильма и узнали о работе на мультстанке.

Взаимодействие таких наук, как химия и биология, легло в основу занятия «Хватает ли нам кислорода?». Обучающиеся научились получать кислород лабораторным способом, определять его концентрацию с помощью датчика, рассчитывать содержание кислорода в помещении и анализировать соответствие содержания кислорода с нормативами СанПин, подтверждать изменение газового состава воздуха, связанное с дыханием, прогнозировать возможные последствия вдыхания чистого кислорода.

На уроке физики Ирина Александровна Лебедева продемонстрировала использование высокотехнологичного оборудования лабораторий Кванториума. Учащиеся на опыте выявили зависимость скорости вращения от длины лопасти летального аппарата, выяснили – как применить закон сохранения момента импульса к движению квадрокоптера, научились управлять квадрокоптером.

Совместный проект учителя геометрии и педагога по 3D-моделированию лег в основу урока по теме «Использование 3D-моделирования для изучения правильных многогранников». В первой части занятия учитель геометрии Галина Анатольевна Яблокова познакомила десятиклассников с понятием «правильный многогранник». Ученики рассмотрели виды правильных многогранников, обозначили связь геометрии с архитектурой. Вторая половина занятия, которую провёл педагог дополнительного образования Даниил Владимирович Ерофеевский, была посвящена работе с программой 3D-компас и конструированию правильного многогранника при помощи данного программного обеспечения.

Опыт интеграции основного и дополнительного образования, реализуемый в гимназии № 642 «Земля и Вселенная», лег в основу нового межпредметного курса «Основы нейротехнологий», направленного на подготовку ребят к Национальной технологической олимпиаде. Мастер-класс по применению современных инженерно-биологических систем на уроках биологии провели учитель биологии Ольга Владимировна Чувашова и педагог дополнительного образования по робототехнике Даниил Владимирович Ерофеевский.

Интеграция основного и дополнительного образования – это также создание и совершенствование практикоориентированного образовательного процесса, возможность ранней профориентации. Мастер-класс «Интерактивные технологии профориентации» осветил вопросы профориентационной деятельности с подростками, ориентированными на техническое творчество. В рамках обучающего мероприятия Людмила Михайловна Якушева описала систему работы со всеми участниками образовательного пространства дополнительных образовательных программ и представила опыт проведения деловой игры «Битва профессий» на материале Атласа новых профессий.

С видеоматериалами и выступлениями, представленными на семинаре, можно познакомиться в сообществе Кванториума гимназии № 642 «Земля и Вселенная» в соцсети «ВКонтакте».

Справочно

Петербургский международный образовательный форум проводится с 2010 года, с 2017 года – в международном статусе.

В 2022 году в период с 17 по 30 марта в рамках форума запланированы к проведению более 300 мероприятий. Программа включает 10 тематических треков: «Информационные технологии», «Исследования и инновации», «Качество образования», «Непрерывное образование», «Профессия», «Воспитание. Наставничество. Культура», «За пределами урока», «Управление образованием», «Включенное образование», «Специальные мероприятия». Площадками проведения мероприятий выступят более 270 образовательных организаций Санкт-Петербурга.

Организаторы форума: Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга, Центр регионального и международного сотрудничества. Официальные партнеры: РГПУ им. А. И. Герцена, Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина, Институт управления образованием РАО и Агентство по международной мобильности и сотрудничеству в области образования, науки и исследований при Федеральном Министерстве науки и исследований (Австрия).

Программа XII Петербургского международного образовательного форума

Форум в социальных сетях: телеграм-канал; группа в соцсети «ВКонтакте».

Информация и фото: гимназия № 642 «Земля и Вселенная».