Ирина Липатова - о мотивации к саморазвитию и конкурсе «Учитель года»

Липатова Ирина Альбертовна - директор ГБУ ДППО ЦПКС «Информационно-методический центр» Центрального района Санкт-Петербурга. В 2002 году стала победителем конкурса победителей конкурса педагогических достижений в номинации «Учитель года». Ирина Альбертовна награждена медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга», знаком мэра «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга» и премией мэра. В 2006 году стала победителем Всероссийского конкурса «Лидер в образовании-2006» в номинации «Инновации в обучении».

- Какие «уроки» вы получили, готовясь к конкурсу?

- Научилась терпению и тому, что осмысление и описание собственного опыта – лучший способ спланировать свое развитие как учителя.

- Какие «уроки» получили на самом конкурсе, «привезли» с конкурса для себя? Для педколлектива?

- Существующее противоречие между потребностями учителя в анализе опыта и сравнении собственной деятельности с деятельностью других учителей и отсутствием этой возможности в замкнутом пространстве образовательного учреждения может быть преодолено. Путь – конкурсное движение. Но должно быть учтено условие – на всех этапах конкурса и в послеконкурсный период должно осуществляться пролонгированное научно-методическое сопровождение учителей – участников конкурса. Привезла новые технологии и педагогические практики.

- Продолжите фразу: «Конкурс «Учитель года» – это…».

- Конкурс «Учитель года» – это выявление талантливых педагогов, способных синтезировать педагогические находки и на основе их выстраивать собственные парадигмы, выявление оригинальных, нетрадиционных подходов к обучению и воспитанию детей, мотивация к саморазвитию и повышению квалификации у всех участников, расширение диапазона профессионального общения, это педагогическая система повышения квалификации его субъектов, метод общественной аттестации педагогической компетентности и одновременно формирования этой компетентности, это феномен социально-педагогической экспертизы, поскольку проводится не только для выявления педагогического профессионализма участников, но и для формирования мотивации их профессионального роста как аксиологическая установка.

- В чем секрет вашей победы: сформулируйте его как можно более лаконично (по возможности – некоей формулой).

- Я получала удовольствие от всего, что происходило на конкурсе на всех этапах.

- Согласны ли вы с утверждением: «Несмотря на то, что конкурс – «личное первенство» учителя, в его успехе (победе) значительную роль играют и другие люди»? Если согласны, то назовите тех, кто «причастен» к вашей победе.

- Согласна. Причастны те, кто научил меня быть учителем. Это педагогический коллектив гимназии №177, директор Серова Татьяна Александровна.

- Какой главный критерий лично Вы определили бы, чтобы назвать учителя – Учителем Года, лучшим из лучших?

- Профессионализм.

- Что дает конкурсное движение развитию образования в России?

- Конкурс – развивающаяся практика повышения квалификации учителей. Конкурс – мотив саморазвития педагогов, всей педагогической системы регионов и страны. Педагогическое мастерство предполагает умение реализовывать определенные ценности и жизненные смыслы в профессиональной сфере индивидуальным, уникальным путём получать неизменно превосходный результат. Понятие педагогического мастерства связано с рефлексией своей деятельности, с необходимостью передачи своего опыта. Возможность для этого предоставляет конкурс педагогических достижений «Учитель года», который не только предъявляет высокие требования к профессиональной компетенции педагога, но и способствует развитию идеи о необходимости оказывать учителю содействие в его профессиональном росте.

Справочно

За более чем 30-летнюю историю Всероссийский конкурс «Учитель года России» зарекомендовал себя как самое масштабное состязание профессионального мастерства среди учителей. Ежегодно он собирает более 100 тысяч педагогов-участников, объединяя всё больше творческих педагогов и формируя представительное экспертное сообщество.

Учредители Всероссийского конкурса «Учитель года России» — Минпросвещения России, Общероссийский Профсоюз образования и АО «Издательский дом «Учительская газета».

Подготовлено по материалам сборника «Номинация „Учитель года“ конкурса педагогических достижений 1992-2017. История в лицах».