Новости


Ирина Шварцман: В части цифры школа развивается огромными темпами
Замминистра просвещения РФ Ирина Шварцман выступила на стратегической сессии «Цифровой потенциал социальной сферы. Технологии, которые меняют жизнь» на площадке VI Форума социальных инноваций регионов.
Ирина Шварцман подчеркнула, что цифра – это мощный, удобный, привлекательный, высвобождающий время, но всего лишь инструмент, который никогда не заменит мастера, то есть учителя.
«В части цифры школа, безусловно, развивается огромными темпами, и это определённый вызов для нас, потому что мы не должны быть зрителями, мы должны быть активными участниками процесса... Наша основная задача – сделать так, чтобы цифра была удобной. Она должна помогать учителю, она должна помогать ученику, она должна помогать родителю. Ни в коем случае не мешать и не заменять», – сказала замминистра просвещения России.
Особое внимание Ирина Шварцман обратила на созданную совместно с Минцифры России ФГИС «Моя школа», которая в агрегированном виде систематизирует сведения из региональных информационных систем с уровня образовательных организаций и формирует региональные витрины данных. Они, в свою очередь, являются верифицированным источником информации для ответов на надлежащие запросы.
Наряду с этим в рамках завершившегося нацпроекта «Образование» были созданы сервисы «Цифровой помощник ученика», «Цифровой помощник учителя» и «Цифровой помощник родителя». Они позволяют ученикам готовиться к экзаменам в удобном интерактивном формате, восполнять пробелы в знаниях, педагогам – эффективно готовиться к аттестации, вести и пополнять свое портфолио, повышать профессиональную компетентность, а также быть в курсе ключевых образовательных событий, а родителям – выявить уникальные способности и интересы ребенка с помощью цифровой диагностики, подобрать наиболее подходящие кружки, секции и образовательные направления для всестороннего развития его талантов.
Еще одним важным сервисом является «Цифровой психолог»: родитель сможет зайти, подать заявку на консультацию в любой точке нашей страны и провести онлайн-встречу со специалистом.
Отвечая на вопрос о влиянии цифровых инструментов на нагрузку учителей, Ирина Шварцман напомнила, что с 1 марта 2025 года приказом Минпросвещения России перечень обязательных документов, заполняемых педагогами, строго ограничен. Так, учитель ведет только пять документов, воспитатель детского сада – два документа, преподаватель колледжа – шесть документов. Через чат-бот «Помощник Рособрнадзора» в «Сферуме» педагоги могут задать вопросы, связанные с бюрократической нагрузкой, или сообщить о нарушении законодательства для принятия мер.
Также внимание уделяется оптимизации ведения обязательной документации. В январе 2024 года стартовал совместный проект Минпросвещения России и Госкорпорации «Росатом» «Бережная школа», направленный на снижение трудоемкости подготовки отчетных документов. В настоящее время в проекте участвуют более 1,5 тыс. школ и детских садов из 10 регионов.
Информация и фото: пресс-служба Минпросвещения России.