К юбилею известного русского и советского живописца, графика и педагога

17 ноября исполняется 145 лет певцу Востока Павлу Кузнецову. Государственный Русский музей пополнил коллекцию цифровых ресурсов о творчестве известного русского и советского живописца, графика и педагога.

На портале «Виртуальный Русский музей» пополнена онлайн-коллекция цифровых копий произведений художника, которая дает представление обо всех этапах его творческого пути, начиная от первых этюдов, выполненных на родине в Саратове, до портрета О.Л. Книппер-Чеховой, выполненного в начале 1950-х годов. Изображения дополнены аннотациями Владимира Круглова, ведущего научного сотрудника отдела живописи второй половины XIX — начала XXI веков Русского музея, подготовленными по материалам каталога выставки Павла Кузнецова, которую можно увидеть в залах корпуса Бенуа Русского музея до 8 января 2024 года.

90 высокоточных копий произведений Павла Кузнецова из собрания Русского музея представлены в онлайн-альбоме «Павел Кузнецов» в разделе «Альбомы». А для тех, кто хочет ближе познакомиться с жизнью и творчеством художника, Русский музей рекомендует посмотреть онлайн-лекцию «Павел Кузнецов. Мираж в степи» Елены Станкевич, заведующего методическим отделом Русского музея. Более широкое представление о художнике и его окружении дает видеофильм «Художники саратовской школы» директора (ныне президента) Русского музея Владимира Александровича Гусева из цикла «Век Русского музея», опубликованный на Медиапортале Русского музея.

Павел Варфоломеевич Кузнецов родился 5 (17) ноября 1878 года. Уроженец Саратова, ученик Валентина Серова и Константина Коровина, испытавший влияние своего старшего земляка В.Э. Борисова-Мусатова, он уже в юности нашел свой неповторимый стиль в искусстве, был организатором символистской выставки «Голубая роза» (1907) в Москве и видным представителем этого художественного направления.

Но самые известные произведения Кузнецова посвящены Востоку, они созданы в 1910-е годы, в период наивысшего расцвета таланта мастера. Поездка в Заволжские степи и Среднюю Азию — Самарканд и Бухару вдохновила художника на создание «степного» и «бухарского» цикла работ. Тонкие по колориту панорамы степи с юртами «киргизов», отдыхающие или занятые стрижкой овец восточные женщины, сцены чаепития у водоемов — картины художника пронизаны чистым спокойным светом, плавными ритмами линий и несут в себе ощущение гармонии и слияния с природой.

Особое место в творческом наследии художника занимают натюрморты, значительная часть которых, в том числе такие шедевры, как ««Натюрморт с подносом» и «Натюрморт с хрусталем», написанные во второй половине 1910-х годов, также хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге.

В начале 1920-х Кузнецов, как и многие художники его поколения, обратился к технике авторской литографии. По мотивам своих путешествий в Среднюю Азию он создал две серии черно-белых литографий «Туркестан» и серию цветных литографий «Горная Бухара». Эти работы содержат характерные мотивы «Востока» Кузнецова, но не повторяют композиции 1910-х годов.

Во второй половине 1920-х — в 1930-е годы Павел Кузнецов много ездил по стране, работал в Крыму и на Северном Кавказе, создав масштабные полотна о жизни крымских и армянских колхозов, о строительстве столицы Армении Еревана, картины о труде армянских ковровщиц, запечатлел новостройки тридцатых годов — гавань в Мариуполе и Канал Волга-Москва. Монументальные по форме, написанные в светлой гамме голубовато-розовых и золотистых тонов, оптимистичные и светлые, они наполнены радостью мирной жизни и созидания. Многие произведения этого периода творчества мастера были приобретены в 1974 году в собрание музея у племянницы художника.

Источник: Служба «Виртуальный Русский музей».