Как научить школьника понимать текст, думали педагоги из России и Беларуси

Более 200 педагогов объединила на полях XII Петербургского международного образовательного форума VIII Межрегиональная научно-практическая конференция «Современные стратегии чтения и понимания текстов различной функциональности».

Тема формирования функциональной и коммуникативной грамотности, предметных и метапредметных результатов обучения, которые во многом определяются способностью учащихся к пониманию текстов различной функциональности, стала доминантой обсуждения на пленарном заседании и в рамках секций.

На пленарном заседании выступили:

  • Марина Юрьевна Обухова, директор средней общеобразовательной школы № 47 им. Д. С. Лихачёва Петроградского района Санкт-Петербурга, заместитель председателя ГПМК по литературе, обладатель нагрудного знака «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга»,
  • Ирина Юрьевна Малышева, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологического образования СПб АППО,
  • Сергей Владимирович Фёдоров, кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологического образования СПб АППО,
  • Наталья Михайловна Свирина, доктор педагогических наук, профессор кафедры основного и среднего общего образования СПб АППО.

Гостями конференции были высказаны важные идеи.

«Обучение школьника пониманию текста – основная задача современного образования»Ирина Юрьевна Малышева, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологического образования СПб АППО.

«Художественный текст описывает себя сам заведомо полнее любого другого описывающего его текста»Сергей Владимирович Фёдоров, кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологического образования СПб АППО.

«Новое зрительное впечатление и его метафорическое значение даёт возможность школьникам подняться над своими возможностями и понять текст»Наталья Михайловна Свирина, доктор педагогических наук, профессор кафедры основного и среднего общего образования СПб АППО.

Более детально рассмотреть отдельные аспекты темы позволила работа секций, каждая из которых отражала особое направление в развитии читательской грамотности через призму литературы и русского языка, искусства, истории, иностранного языка.

На секции «Учу читать символы города» поднимались вопросы, связанные с литературным образованием в школе, участники делились опытом – как «читать» с учащимися архитектуру и скульптуру Санкт-Петербурга, была затронута проблема недостаточного осознания нынешней молодёжью ценности архитектурного наследия города.

Выступающие секции «Текст в тексте» погрузили аудиторию в настоящий диалог текстов и пришли к выводу, что текстом в тексте является сочинение по русскому языку в формате ЕГЭ.

В рамках работы секции «Учим читать комментарий» рассматривали вопросы интерпретации зарубежных и русских художественных текстов, их творческое прочтение, говорили о роли комментария при работе с образами героев, показывали, как можно работать с драматическим текстом через экспрессивы.

Участники конференции сошлись во мнении, что особое значение формирование читательской грамотности приобретает сегодня, когда время на чтение постоянно сокращается, круг чтения сужается, литературные вкусы делаются более примитивными, поэтому учителю нужно ясно осознавать, что без привлечения к чтению, без формирования уважения, любви к книге, тяги к чтению, без сознательного чтения как труда и творчества, невозможно формирование читательской информационной культуры.

Организаторами события выступили Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, «Информационно-методический центр» Петроградского района Санкт-Петербурга и ГБОУ СОШ № 47 им. Д.С. Лихачева Петроградского района Санкт-Петербурга.

Участие в конференции приняли педагоги из России и Беларуси, представляющие Забайкальский край, республику Коми, Кемерово, Ярославль, Минск, Полоцк, Витебск, Липецк, Санкт-Петербург и Ленинградскую область.

Справочно

Петербургский международный образовательный форум проводится с 2010 года, с 2017 года – в международном статусе. К 2019 году форум стал мероприятием межинституционального масштаба.

В 2022 году в период с 17 по 30 марта в рамках форума запланированы к проведению более 300 мероприятий, которые охватят широкий спектр актуальных вопросов сферы образования. Программа включает 10 тематических треков: «Информационные технологии», «Исследования и инновации», «Качество образования», «Непрерывное образование», «Профессия», «Воспитание. Наставничество. Культура», «За пределами урока», «Управление образованием», «Включенное образование», «Специальные мероприятия». Площадками проведения мероприятий выступят более 270 образовательных организаций Санкт-Петербурга.

Организаторы форума: Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга, Центр регионального и международного сотрудничества. Официальные партнеры: РГПУ им. А. И. Герцена, Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина, Институт управления образованием РАО и Агентство по международной мобильности и сотрудничеству в области образования, науки и исследований при Федеральном Министерстве науки и исследований (Австрия). Информационные партнеры: журнал «Вестник образования России», газета «Санкт Петербургские ведомости», Городской информационный портал «Город+», Федеральное агентство новостей.

Программа XII Петербургского международного образовательного форума

Источник: школа № 47 им. Д.С. Лихачева Петроградского района Санкт-Петербурга.