Как научить школьников работать с источниками информации?

Не подлежит сомнению, что цифровая грамотность крайне важна в современном мире, и формированию этого навыка в школах сейчас уделяется большое внимание. Цифровая грамотность определяется как знания и умения, необходимые для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета. Иными словами, обладая данным навыком, человек может адекватно воспринимать и анализировать поступающую информацию, будь то статья на новостном портале, реклама по телевизору или пост в социальной сети.

Широко распространено мнение, что современные школьники, родившиеся и выросшие в цифровом мире, владеют компьютерными навыками на высоком уровне. Однако в последнее время появляется все больше доказательств, что это не так. Например, в рамках всероссийской акции «Цифровой диктант 2020» самый низкий уровень цифровой грамотности продемонстрировали именно подростки в возрасте от 14 до 17 лет.

В 2019 году группа ученых из Стэнфордского университета опубликовала результаты исследования, согласно которым 90% старшеклассников американских школ не прошли четыре из шести тестов на информационную грамотность. Это значит, что они не способны критически оценивать информацию и отличать надежные источники от ненадежных. Питер Адамс, старший вице-президент организации в области образования News Literacy Project, считает такие результаты тревожными: «Мы видим, что ученикам сложно понять, что отличает качественные статьи и надежные источники от некачественных и недостоверных. Их до сих пор можно легко ввести в заблуждение громким заголовком и яркой рекламой».

Научить детей и подростков цифровой грамотности важно не только потому, что они сами используют информацию, но и потому, что они распространяют ее среди большой аудитории, в том числе в социальных сетях. Согласно отчету Института изучения журналистики Рейтерс за 2017 год, вобравшему в себя анализ цифрового рынка в 36 странах, социальные сети стали основным источником информации для людей 18–24 лет по всему миру. Не подлежит сомнению, что существенная часть обмена информацией среди молодого поколения происходит именно в Интернете. Питер Адамс пояснил: «Они [дети и подростки] могут выйти в эфир в TikTok с многомиллионной аудиторией, если они популярны, при этом не понимая, какие последствия могут иметь их слова и действия на публику».

В 2018 году в международном исследовании PISA к измерению читательской грамотности обучающихся добавлен новый показатель – оценка достоверности источника. Умение отличать надежную информацию от ненадежной особенно важно в условиях цифровизации всех сфер жизни, поскольку чтение в цифровом мире подразумевает постоянную работу с большим числом различных источников информации.

Действительно, по словам экспертов, один из наиболее частых дефицитов в цифровой грамотности детей – это то, что они «ничего не проверяют». «Им нужно быстро получить информацию, поэтому они просто вводят поисковый запрос и ожидают, что им сразу же дадут правильные ответы». Несмотря на то, что современные дети относятся к поколению так называемых цифровых аборигенов, их нужно обучать правильно искать информацию и проверять ее. «Для них это утомительно. Их интересует лишь самый быстрый и удобный способ справиться с домашним заданием».

Как школа может помочь сформировать цифровые компетенции у современных детей – читайте в материале, опубликованном на сайте Академии Минпросвещения России.

Фото: с сайта «Национальные интересы»; с сайта Apollo-8.