Как сохранить и передать память о блокаде Ленинграда юным поколениям петербуржцев

Городской научно-практический семинар «Культура памяти: современные педагогические модели формирования у детей и подростков ценностного отношения к историческому прошлому» прошёл в канун 80-летия со дня прорыва блокады Ленинграда.

Онлайн-мероприятие было организовано кафедрой социально-педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и школой № 136 Калининского района – районной опорной площадкой по патриотическому воспитанию школьников.

Открыла семинар доцент кафедры социально-педагогического образования СПб АППО Наталия Шейко. Спикер обратила внимание слушателей на актуальность знакомства детей и подростков с «блокадным прошлым» города и, вместе с тем, отметила риски, которые могут возникнуть у воспитывающих взрослых в работе с детьми различных возрастов. Тема блокады – непростая для разговора с детьми, ведь она касается не только вопросов жизни, но и смерти. Организовывая изучение истории блокады Ленинграда, важно выбирать такие формы, методы и приемы работы, которые не нанесут психологической травмы детям и подросткам.

Выступления основных докладчиков раскрыли возможные пути и способы преодоления указанных педагогических рисков. В условиях, когда непосредственная «живая» связь с очевидцами тех трагических событий – поколением блокадников и ветеранов – разорвана, важным источником формирования представлений учащихся о событиях ленинградской истории 1941-1944 годов становятся источники личного происхождения – дневники, письма, воспоминания. О том, как читать блокадные письма с детьми начальных классов, рассказала педагог школы № 136 Елена Рындина.

Директор Центра патриотического воспитания и профилактической работы образовательного учреждения «Балтийский берег» Алексей Маслов на примере акции «Живые голоса – в Память об умолкнувших» раскрыл роль памятных акций в преодолении «отчужденности» школьников от блокадного знания. Он подчеркнул, что акции позволяют школьникам не только выразить свое отношение к историческим событиям, но и дают возможность осознать чувство единства с горожанами, с теми, для кого сохранение памяти о блокаде Ленинграда также является личностно значимым моментом. Данную тему продолжила учитель русского языка школы № 136 Елена Черненькая, которая осветила методику подготовки учащихся к данной акции.

О важности использования современных форматов культурных практик говорили учитель русского языка из Искитима (Новосибирская область) Наталья Скидан и учитель изобразительного искусства и технологии школы № 136 Калининского района Ирина Кочаненкова. Коллеги представили медиапроект «Наш хлеб насущный, ленинградский…», созданный в условиях сетевого партнерства школ Искитима и Петербурга. Продуктом этого проекта стал короткий социальный видеоролик, основу которого составил поэтический флешмоб, посвященный блокаде Ленинграда.

Видеозапись семинара «Культура памяти: современные педагогические модели формирования у детей и подростков ценностного отношения к историческому прошлому».

Источник: СПб АППО