Когда родителям подростков стоит обратиться за помощью к специалистам-психологам

Подростки относятся к группе с высоким риском социальной уязвимости. Когда стоит обратиться к специалистам, чтобы предотвратить деструктивное и самоповреждающее поведение детей и подростков, особенно в состоянии аффекта и повышенной агрессивности, рассказала главный внештатный педагог-психолог Комитета по образованию, директор Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Калининского района Санкт‑Петербурга Ольга Баранова.

Ольга Викторовна – эксперт Совета по образовательной политике, председатель Совета директоров психолого-педагогических и медико-социальных центров Санкт‑Петербурга, член регионального отделения Федерации психологов образования России в Санкт‑Петербурге, педагог-психолог высшей квалификационной категории, учитель-логопед высшей квалификационной категории, награждена почетным знаком «Отличник народного просвещения».

По словам Ольги Викторовны, аффективные состояния характеризуются высокой степенью интенсивности и импульсивностью реакций, зачастую необдуманными действиями и снижением способности объективно оценивать ситуацию. Такие действия могут привести не только к административному правонарушению, но и к уголовному преступлению.

Зачастую само поведение подростка свидетельствует о том, что он нуждается в вашей помощи и поддержке. Чтобы минимизировать риски проявления психоэмоционального неблагополучия несовершеннолетних, необходимо обратить внимание на ситуации и некоторые психологические признаки в поведении детей и подростков, которые могут иметь печальные последствия.

  1. Ребенок неадекватно реагирует на обычные замечания, у него часто происходят психологические срывы, его эмоциональные реакции не соответствуют ситуации.
  2. Вы наблюдаете у подростка ярко выраженную тревогу по поводу своего будущего, предэкзаменационную тревожность.
  3. Ребенок систематически жалуется на агрессивное поведение одноклассников и несправедливое, по его мнению, отношение педагогов.
  4. Вы заметили нарушение взаимоотношений между ребенком и педагогом, необходимо предпринять меры для их нормализации, обеспечивающие психологическую комфортность.
  5. В семье произошли/происходят значимые изменения жизненных ситуаций, длительное воздействие стрессовых факторов (развод родителей, переезд, болезнь или потеря близких, смена учебного заведения и пр.).

Вышеперечисленные ситуации могут означать, что у ребенка не все благополучно, и это нельзя оставлять без внимания. С детьми необходимо вести разъяснительную работу, включающую обсуждение семейных правил использования телефонов и компьютеров, правовых последствий совершения необдуманных действий, которые могут привести к преступлению.

Если вы заметили эти или другие признаки, которые могут привести к деструктивному и аутодеструктивному поведению, можно также обратиться к специалистам в Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, Центры социальной помощи семье и детям, к школьному психологу. Там помогут, окажут своевременную психолого-педагогическую помощь несовершеннолетним, испытывающим трудности в развитии и социальной адаптации, в том числе с нормативными кризисами взросления, с учетом индивидуальных психологических особенностей ребенка.

Можно также воспользоваться телефоном доверия 8-800-2000-122 (короткий номер124).

Информация и фото: пресс-служба Комитета по образованию