Меморандум для Школы 2030 разработали по итогам Форсайт-конгресса в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург в девятый раз стал площадкой для Форсайт-конгресса. В этом году конгресс вошёл в программу XIII Петербургского международного образовательного форума и прошел под названием «Образовательные инициативы: Новые отношения».

Конференция объединила педагогов, управленцев, методистов, социальных предпринимателей, психологов, исследователей, родителей и учеников. Дискуссия строилась вокруг позитивных практик, которые точечно применяются в обучении уже сейчас и в ближайшем будущем смогут стать ориентиром в изменяющемся мире.

Всего на Форсайт-конгресс зарегистрировались более 700 участников и 159 спикеров из пяти стран мира: России, Беларуси, Великобритании, Финляндии и Германии.

На пленарной сессии Форсайт-конгресса в качестве открывающего спикера выступил заместитель председателя Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга Михаил Пучков. Он задал рамку всем последующим дискуссиям конгресса — отношения в сфере образования трансформируются под грузом внешних вызовов: новые технологии, цифровизация, экономический кризис и так далее. Отсюда появляется вопрос: как эффективно поддерживать высокое качество отношений между субъектами образовательного процесса?

Поиском ответа на этот вопрос и занимались участники конгресса на шести инициативных сессиях: «Инициаторы экстраполяций», «Инициаторы проектов», «Инициаторы управления», «Инициаторы футурологии», «Инициаторы фантастики», «Инициаторы цифры».

На каждой сессии два ключевых спикера представляли свои доклады. Например, на сессии «Инициаторы экстраполяций» выступили Наташа Керш, доктор философии в Институте образования Университетского колледжа Лондона (UCL), и Татьяна Канонир, директор Аспирантской школы по образованию Московской Вышки. Доклад первой был посвящен переходу от школы к работе: как сделать так, чтобы этот путь был менее сложным эмоционально для детей, родителей и педагогов? Исследовательница подняла вопросы о том, какие траектории перехода превалируют среди молодых людей сегодня и какие методы уже используются. За докладами ключевых спикеров следовали выступления участников конгресса, которые делились эффективными решениями и инициативами.

В сессии «Инициаторы фантастики» ключевая роль была отведена старшеклассникам. Вместе с экспертами участники детского Форсайта обсуждали проектную культуру и способы ее формирования. Учебные проекты и исследования могут помочь конкретной школе стать лучше, но на сегодняшний день проектный потенциал в школах используется мало в сравнении, например, с университетами, где проекты стали повседневной практикой.

Финалом Форсайт-конгресса стал Меморандум для Школы 2030 — документ, в который вошли разработанные на инициативных сессиях тезисы. Меморандум предлагает видение современной школы в условиях изменчивости и неопределенности. Она может стать местом зарождения позитивных изменений за счет практико-ориентированных проектов и использования потенциала цифровых технологий.

Справочно

Петербургский образовательный форум проводится с 2010 года, с 2017 года – в международном статусе.

XIII Петербургский международный образовательный форум пройдёт с 27 по 31 марта 2023 года.

Организатор форума – Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга, оператор – Центр регионального и международного сотрудничества.

Программа форума включает 12 тематических треков.

Информация и фото: НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.