Межкультурная коммуникация как средство профессионального роста учителя

25 марта в рамках XI Петербургского международного образовательного форума на площадке гимназии №192 Калининского района Санкт-Петербурга «Брюсовская гимназия» состоялась XVI Всероссийская научно-практическая конференция «Современное гимназическое образование: Межкультурная коммуникация с педагогами и учащимися дальнего и ближнего зарубежья как средство профессионального роста учителя».

Основные направления работы конференции:

  • виртуальная образовательная среда как одна из форм онлайн-взаимодействия с педагогами и учащимися дальнего и ближнего зарубежья;
  • презентация лучших практик и проектов по межкультурной коммуникации на английском языке;
  • презентация коммуникативно-познавательных уроков и эффективных технологий преподавания русского языка и литературы: возможности их использования для межкультурной коммуникации с педагогами дальнего и ближнего зарубежья;
  • презентация интерактивных занятий по изучению истории и культуры России для учащихся дальнего и ближнего зарубежья.

С приветственным словом к участникам обратилась депутат Законодательного собрания Вера Владимировна Сергеева.

На пленарном заседании содержательное выступление представил и. о. директора Института русского языка как иностранного РГПУ им. А. И. Герцена, кандидат педагогических наук Александр Владимирович Коротышев. Он сделал анализ проектов, направленных на поддержку русского языка в России как иностранного, странах дальнего и ближнего зарубежья.

Профессор РГПУ им. А. И. Герцена Михаил Яковлевич Дымарский прочитал лекцию «В плену языковых стереотипов», в рамках которой прозвучало объяснение языковых стереотипов с точки зрения физиологической роли и поведенческого смысла обстановочной афферентации.

Директор гимназии № 192 Светлана Александровна Масленникова вместе с соавторами проекта – Лидией Ивановной Самойленко и Татьяной Михайловной Гайваль – презентовала образовательный учебный портал «Школа России-Миру» и провели мастер-класс для учителей с информационным сопровождением «Как осуществлять проектирование виртуальной образовательной среды?». Учебный портал рассмотрен, с одной стороны, как динамический образовательный интернет ресурс, который адресован педагогам и учащимся дальнего и ближнего зарубежья, а также педагогам и волонтерским организациям, обучающим мигрантов в России. С другой стороны, образовательный учебный портал является интерактивной сетью, в которую вовлечены педагоги и учащиеся Сербии, Греции, Франции, Индии, Финляндии, Беларусь, России.

Советник директора Дома национальностей Санкт-Петербурга Алла Сергеевна Дыдымова поделилась с педагогами проблемой сохранения многонационального содружества в России: как показать нашим детям многообразие социокультурного российского пространства.

На секциях учителя представили лучшие практики общения с педагогами и учащимися дальнего и ближнего зарубежья в условиях школы; представили виртуальные и реальные формы коммуникации, презентовали реализуемые проекты, поделились с коллегами авторским практическим опытом.

Организаторами конференции выступили кафедра основного и среднего общего образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, кафедра русского языка Института русского языка как иностранного РГПУ имени А. И. Герцена, Ассоциация гимназий Санкт-Петербурга, Дом национальностей Санкт-Петербурга, Информационно-методический центр Калининского района Санкт-Петербурга, гимназия №192 Калининского района Санкт-Петербурга «Брюсовская гимназия». Участие в мероприятии приняли более100 педагогических работников школ Санкт-Петербурга и Вологодской области, Беларуси и Финляндии.

Справочно

С 19 по 29 марта 2021 года в рамках XI Петербургского международного образовательного форума пройдёт около 300 мероприятий. Участников ждут конференции, семинары, круглые столы, мастер-классы, дискуссионные площадки, форсайт-сессии, педагогические олимпиады, конкурсы, квесты, презентации. Подробная программа доступна на сайте форума.