Министры образования подписали декларацию о совместном развитии сфер креативных профессий, искусственного интеллекта и инженерного образования

Участники II Международного форума министров образования «Формируя будущее» подписали Декларацию о создании Рабочей группы по креативным профессиям, применению искусственного интеллекта в сфере образования и созданию инженерных школ. Церемония подписания состоялась по итогам делового завтрака во второй день форума.

Рабочая группа сформирована для обсуждения вопросов международного сотрудничества и обмена национальным опытом в сферах креативных профессий, искусственного интеллекта и инженерного образования. Такое взаимодействие призвано предоставить жителям стран – участниц рабочей группы возможности получения качественного и доступного образования и улучшения результатов обучения.

Подписи на документе поставили министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов, а также руководители делегаций 20 государств, в том числе Венесуэлы, Нигера, Доминиканы, Кубы, Лаоса, Гамбии, Уганды, Зимбабве и других. Заинтересованные страны смогут присоединиться к декларации в течение нескольких месяцев.

Согласно положениям декларации, создание группы связано с тем, что в настоящее время творческие индустрии являются одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики и международной торговли. Отмечается, что, в свою очередь, искусственный интеллект оказывает значительное влияние на различные сферы жизни, включая ускорение темпов внедрения информационно-коммуникационных технологий и систем на его основе.

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов отметил, что направлениями дальнейшего сотрудничества могут стать развитие естественно-научного образования, обучение русскому языку, организация обменов школьниками и студентами. Он добавил, что важно обсудить вопросы, касающиеся сферы среднего профессионального образования. С этим связано в том числе формирование Рабочей группы по креативным профессиям, применению искусственного интеллекта в сфере образования и созданию инженерных школ, она станет площадкой для обмена предложениями, будет способствовать продолжению взаимодействия.

«Действительно, нам необходимо обмениваться опытом. Я считаю, что образование – это та сфера, где все страны должны взаимодействовать, дружить, вместе делать наш мир еще лучше и безопаснее. Важно, чтобы все страны слышали друг друга. Мы формируем будущее равных стран, равных возможностей для наших детей. И от нас всех зависит, каким будет этот будущий мир», – сказал он.

Заместитель министра просвещения РФ Денис Грибов отметил, что на данный момент в системе среднего профессионального образования в Российской Федерации ведется подготовка кадров для креативных индустрий по 79 профессиям и специальностям. Предполагается, что системная государственная поддержка креативных индустрий позволит к 2030 году увеличить их долю в российской экономике с нынешних 2,2 до 6%, а также повысить долю граждан, занятых в творческих профессиях, с 4,6 до 15%.

Заместитель главы Минпросвещения России информировал, что приоритетная задача развития образовательной системы в стране – создание возможностей для адаптации подрастающего поколения к условиям цифровой экономики. Для этого проводится Всероссийская олимпиада по искусственному интеллекту, в школах продолжается внедрение учебно-методического комплекса, направленного на изучение основ систем искусственного интеллекта, разрабатываются программы по изучению использования этих технологий на базе среднего профессионального образования.

Денис Грибов сообщил, что для зарубежных коллег подготовлено два варианта сотрудничества в сфере инженерного образования. Первый – развитие инженерного образования с использованием механизма непрерывного обучения и взаимодействия «школа – колледж/университет – предприятие». Второй вариант предполагает создание классов с углубленным изучением отдельных предметов.

Декларация о создании рабочей группы учитывает основные положения Рамочной программы ЮНЕСКО по образованию в области культуры и искусств, принятой в 2024 году на Всемирной конференции по образованию в области культуры и искусств в Абу-Даби, и Рекомендаций об этических аспектах искусственного интеллекта, утвержденных на Генеральной конференции ЮНЕСКО в ходе 41-й сессии в 2021 году.

Справочно

Второй Международный форум министров образования «Формируя будущее» проходил 10-11 июня в Казани. Мероприятие организовано Минпросвещения России, Правительством Республики Татарстан и Фондом поддержки гуманитарных наук «Моя история».

Участие в форуме приняли представители почти 40 зарубежных государств, среди них иностранные министры общего и высшего образования. На мероприятие приехали представители государств Азии, Африки и Латинской Америки, стран – участниц БРИКС и СНГ.

На площадке форума, в IT-парке им. Б. Рамеева, для участников и гостей была организована интерактивная экспозиция «Россия – миру. Мир – России», а также выставка ключевых российских проектов в сфере образования. Свои стенды с достижениями представили профориентационный проект «Билет в будущее» и школьный курс «Россия – мои горизонты», центры открытого образования, федеральные детские лагеря «Артек» и «Орленок», издание «Просвещение», ведущие образовательные учреждения страны.

Информация и фото: оргкомитет форума «Формируя будущее».