Новости


Минпросвещения РФ утвердило инструкции по действиям педагогов в конфликтных ситуациях
В Москве состоялось очередное заседание Совета Министерства просвещения Российской Федерации по защите профессиональной чести и достоинства педагогических работников. В ходе мероприятия были приняты два документа – инструкция для руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, по действиям в случае возникновения конфликтной ситуации у педагогического работника с участниками образовательных отношений и инструкция для педагогических работников «Как остановить агрессивное поведение: действия педагога».
«Сегодня мы рассмотрим вопросы об утверждении типовой инструкции по действиям в случае возникновения конфликтной ситуации между педагогическим работником и участниками образовательных отношений для руководителей образовательной организации и алгоритма действий в случае возникновения конфликтной ситуации с участниками образовательных отношений для педагогических работников», – отметил министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов.
Инструкции для педагогов дают понятный порядок действий при возникновении конфликтных ситуаций: как необходимо вести себя педагогу и административным сотрудникам для урегулирования возникших инцидентов и как создать безопасную обстановку для учеников, чтобы предотвратить такие ситуации в будущем.
«Утверждение инструкций для педагогов в случае конфликтных ситуаций – важное решение, это долгожданные в регионах документы. Они дают педагогам и руководителям конкретный, понятный алгоритм действий в непростых ситуациях, реально защищают их профессиональное достоинство и позволяют сосредоточиться на главном – воспитании и обучении детей. Это серьезный шаг в укреплении авторитета учителя», – подчеркнула председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.
С докладом выступила заместитель министра просвещения РФ Ольга Колударова. Она сообщила, что члены Совета Министерства просвещения Российской Федерации по защите профессиональной чести и достоинства педагогических работников уже внесли свои предложения и замечания к проектам инструкций. Они учтены в представленной редакции.
Участниками заседания стали член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, председатель Общественной палаты Сахалинской области Владимир Иконников, директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ Лариса Фальковская, председатель Общероссийского Профсоюза образования Лариса Солодилова, директор МДЦ «Артек» и председатель Всероссийского родительского комитета Константин Федоренко, председатель Общественного совета при Минпросвещения России Дмитрий Лутовинов и другие члены Совета, а также победитель конкурса «Учитель года – 2025» Дмитрий Баланчуков.
На мероприятии они в том числе рассмотрели проекты совместных писем Минпросвещения России и Общероссийского Профсоюза образования о Примерном положении комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и Примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников. Документы будут направлены в регионы России для использования в работе.
Напомним, Совет по защите профессиональной чести и достоинства педагогов создан в сентябре 2025 года. Его членами стали сотрудники Минпросвещения России, Общероссийского Профсоюза образования, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также эксперты в сфере образования.
Совещательный орган рассматривает заявления по сложным и спорным ситуациям и разрабатывает рекомендации по защите профессиональной чести и достоинства учителей. Все решения носят рекомендательный характер.
Инициатива Минпросвещения России – важный шаг, направленный на системное преодоление вызовов, с которыми сталкиваются педагоги, прокомментировал ректор РГПУ им. А.И. Герцена Сергей Тарасов.
«Учитель сегодня нуждается не только в профессиональном признании, но и в защите от ситуаций, которые зачастую выходят за рамки конструктивной дискуссии. В эпоху цифровых технологий педагоги часто оказываются беззащитным перед агрессией и критикой, порой необоснованной, которая распространяется, например, в социальных сетях. Совет призван стать инструментом, который поможет соблюсти баланс между открытостью образовательной среды и уважением к труду педагога. Это напрямую влияет на желание молодых специалистов связать свою жизнь со школой. Работа совета будет способствовать дальнейшему росту престижа педагогической профессии, который мы наблюдаем в последние годы. В РГПУ им. А. И. Герцена мы видим, как осознанный выбор абитуриентов сочетается с их стремлением развивать свои навыки и профессиональную устойчивость», – отметил Сергей Тарасов.
Первое заседание Совета состоялось в октябре. На нем отметили, что типовые инструкции четко распределяют роли участников образовательного процесса.
Информация и фото: пресс-служба Минпросвещения России.


