Минпросвещения России представило концепцию идеальной школы

На заседании коллегии Министерства просвещения РФ впервые публично представлена концепция идеальной школы – проект «Школа Минпросвещения России». Её представили вместе с концепцией «ядра педагогического образования». Оба документа взаимозависимы и описывают развитие единого образовательного пространства.

В концепцию идеальной школы включена необходимость создания в школах театра, музыкального коллектива, пресс-центра, музейного пространства, спортивных секций. Результаты мониторинга в ноябре прошлого года показали, что количество школьных театров составляло 7 тысяч. В марте этого года их число составляло уже более 12 тысяч. Также в системе общего образования сегодня работает более 26,5 тысячи спортивных клубов, до конца 2022 года их станет на 10 тысяч больше.

Министр просвещения Сергей Кравцов отметил, что общие требования к единому образовательному пространству обсуждались на заседаниях Всероссийского экспертного педагогического совета в рамках встреч с участниками Всероссийского конкурса «Учитель года России». Обсуждались эти вопросы и в Общественной палате Российской Федерации.

«Проект „Школа Минпросвещения России“ позволит интегрировать все нормативные документы и сформировать единую позицию по содержанию образования, организации воспитательной работы, профориентации и развитию ребят и другим вопросам», – сказал Сергей Кравцов.

Разработанная ведомством концепция – попытка дать ответы на многие вопросы учителей, учеников и их родителей.

«„Школа Минпросвещения России“ – это ни в коем случае не дополнительные задачи, проекты или отчётность. Это систематизация всех методических материалов в единый документ, в котором раскрываются конкретные направления: организация учебного расписания, педагогические подходы, примерные программы по предметам и многое другое», – добавил министр просвещения Сергей Кравцов.

В качестве примеров участники заседания привели единое календарно-тематическое планирование, единые подходы к составлению расписания уроков, критерии оценки.

Председатель федерального учебно-методического объединения Александр Калинин отметил необходимость учитывать преемственность между средним профессиональным педагогическим образованием и высшим педагогическим образованием при проектировании сетевых образовательных программ.

«Внедрение «ядра педагогического образования» обеспечивало механизм консолидированной работы, общего взгляда с нашими коллегами из СПО. Выполненная вузами работа стала ориентиром для подготовки специалистов к системе СПО, которую мы рассматриваем как единую непрерывную систему педагогического образования. Выпускники колледжей решают те же актуальные задачи, что и выпускники вузов», – сказал ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков.

По словам директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Максима Костенко, речь не идёт об унификации всех школ страны. Цель проекта – создание равных качественных условий обучения и воспитания для каждого школьника независимо от места нахождения образовательной организации и имеющихся у неё ресурсов. В центре внимания «Школы Минпросвещения России» – развитие каждого ребёнка страны, но его основа – поддержка каждого учителя.

«Механизмы, пути и способы достижения обозначенных задач по развитию единого образовательного пространства у каждой школы могут быть собственные, уникальные и неповторимые, с учетом её творческого потенциала и сложившегося опыта», – добавил Максим Костенко.

К общественному обсуждению проекта «Школа Минпросвещения», которое прошло неделей ранее в Общественной палате РФ, подключились эксперты и директора школ из разных российских регионов, которые сообщили о готовности принять участие в апробации проекта.

Заместитель председателя Общественного совета при Минпросвещения России, председатель совета Академической гимназии № 56 Санкт-Петербурга Майя Пильдес отметила, что для реализации проекта нужна также эффективная система подготовки педагогических кадров и повышения квалификации педагогов. Она подчеркнула, что для подъёма уровня средней школы необходимо учитывать опыт «флагманов образования», перенимать опыт тех школ, у которых получилось добиться больших результатов.

Директор Инженерно-технологической школы № 777 Санкт-Петербурга Вера Князева озвучила предложения и идеи руководителей школ – участников Консорциума по развитию инженерно-технологического образования в Российской Федерации по внесению изменений в проект.

«Консорциумом по развитию школьного инженерно-технологического образования в Российской Федерации накоплен богатый управленческий и методический опыт, который может быть использован для развития технологического направления в образовательных учреждениях нашей страны», – отметила Вера Владимировна.

В ходе обсуждения участники отметили, что проект «Школа Минпросвещения» представляет практическую значимость для педагогического сообщества и проект в целом можно считать руководством к действию по созданию модели «успешной» школы – «школы высокой надёжности».

По итогам обсуждения обе концепции приняты при условии возможности дополнить их в ближайшие две недели.

Источник: пресс-служба Минпросвещения России;ИТШ № 777