На международной конференции в Петербурге обсудили профессиональное развитие педагогов

Новое время диктует новые задачи, в том числе в сфере профессионального развития педагогов. Их обсудили 13 декабря в Санкт-Петербурге на международной конференции «Траектория педагога: от педагогического образования к непрерывному профессиональному развитию». Конференция была организована в целях обеспечения реализации национального проекта «Образование» Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Академией Минпросвещения России.

Очное участие в конференции приняли более 150 руководителей региональных организаций дополнительного профессионального образования, педагогических вузов и центров непрерывного повышения профессионального мастерства, созданных в 2019-2021 гг. в рамках реализации национального проекта «Образование» из 5-ти стран. В дистанционном формате к работе конференции подключились более 1,5 тыс. учителей общеобразовательных организаций, преподавателей системы среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования.

На пленарном заседании основные задачи развития национальной системы профессионального роста педагогических работников озвучил в своём выступлении директор Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения России Андрей Милёхин. О развитии методических служб в контексте единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров шла речь в выступлении и.о. директора Академии Минпросвещения России Павла Кузьмина. Диагностику предметных и методических компетенций педагогических работников представил директор Федерального института оценки качества образования Сергей Станченко. Приоритетные направления развития региональных систем дополнительного профессионального образования в рамках внедрения обновленных ФГОС выделил заместитель директора Института стратегии развития образования РАО Дмитрий Метелкин.

Практику формирования и развития региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в Санкт-Петербурге представила в своём выступлении председатель Комитета по образованию Наталия Путиловская.

«Возрастающая неопределенность мира и стремительное развитие технологий открывает для системы образования большие возможности и ставит новые задачи. Решение этих задач фокусируется на учителе, его компетенциях, устойчивости в развитии и желании профессионального роста. Новые задачи связаны с развитием коллективов, которые работают в системе образования Санкт-Петербурга», - отметила Наталия Путиловская.

Председатель Комитета по образованию озвучила, что сегодня в Санкт-Петербурге насчитывается 2 тысячи организаций с педагогическим составом свыше 86 тысяч человек и около 1 млн. обучающихся. Профиль системы научно-методического сопровождения педагогов и управленцев в Санкт-Петербурге состоит из шести содержательных кластеров, которые решают задачи разного уровня и направленности: «Базовый кластер», «Кластер оценочных процедур», кластер «Педагогика успеха», «Оперативный кластер» и «Инновационный кластер».

Так, кластер «педагогика успеха», к примеру, находит свое отражение в конкурсном движении. Ежегодно в Санкт-Петербурге в конкурсе педагогических достижений принимает участие более 2,5 тысяч педагогических работников в 10 номинациях, охватывающем все уровни образования (от дошкольного до среднего профессионального) и все категории педагогических работников. Из них, около 200 человек ежегодно принимают участие в конкурсе педагогических достижений регионального уровня. Самые успешные педагоги принимают участие в различных конкурсах Всероссийского уровня и ежегодно добиваются высоких результатов.

На днях стали известны результаты Всероссийского конкурса «Педагогический дебют - 2021», по итогам которого четверо молодых педагогов из Санкт-Петербурга стали абсолютными победителями и победителями этого конкурса. Всего в конкурсах всероссийского уровня в 2021 году победителями стали 9 педагогов и 3 команды образовательных организаций.

Уже более 10 лет Правительство Санкт-Петербурга ежегодно осуществляет поддержку самых успешных педагогов в виде правительственных премий. Это хороший стимул для профессионального роста педагога. Так, например, в 2021 году 147 педагогов, подготовивших победителей и призеров международных и всероссийской олимпиад школьников, получили премию Правительства Санкт-Петербурга в размере 200 тыс. рублей за победу воспитанника в международной олимпиаде и 150 тыс. рублей за победу воспитанника в олимпиаде всероссийского уровня. Выплачиваются премии победителям и призерам чемпионатов «Ворлдскиллс» и «Абилимпикс» и их наставникам. В 2021 году общая сумма выплат составила – 8 млн. 300 тыс. рублей.

«Инновационный кластер» включает в себя персонифицированную модель повышения квалификации педагогических и управленческих кадров, которая реализуется с 2011 года. На эти цели из бюджета Санкт-Петербурга выделяются средства для учреждений в целях адресного финансирования образовательных потребностей конкретных педагогических работников. В 2021 году в реализации данной модели повышения квалификации участвовали 24 образовательные организации, среди которых ведущие вузы Санкт-Петербурга, колледжи, негосударственные организации, образовательные учреждения, имеющие лицензию на реализацию программ дополнительного профессионального образования. Обучение в 2021 году прошли 2785 человек.

«Персонифицированная модель повышения квалификации дает педагогу возможность выбора разнообразных по содержанию и формам организации программ, что положительно влияет на конкуренцию на рынке дополнительного профессионального образования и повышает качество предоставляемых услуг. Нам видится, что за этой моделью повышения квалификации будущее»,- прокомментировала Наталия Путиловская.

В 2021 году в Санкт-Петербурге был создан Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, который выступает в роли оператора распределенной городской сети методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. Главный приоритет деятельности центра – обеспечение организационно-методических условий эффективного развития кадрового потенциала системы образования Санкт-Петербурга, в том числе за счет сопровождения процесса персонифицированного повышения квалификации с использованием индивидуальных образовательных маршрутов, разработанных по результатам выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров.

В целях поощрения школ-лидеров в Санкт-Петербурге проведен Конкурс на грантовую поддержку в сумме 25 млн. руб. и 10 млн. рублей для улучшения их образовательной инфраструктуры и развитие ранней предпрофессиональной и профессиональной подготовки обучающихся. Для участия в конкурсе каждая педагогическая команда школы представила свой проект развития предпрофильного обучения в сотрудничестве с вузами. Всего в 2021 году 33 школам Санкт-Петербурга выделено грантов на оснащение школ современным оборудованием на сумму 450 млн. руб. В течение последующих 3 лет запланировано финансирование проекта в общей сумме 2,5 млрд. рублей, что позволит оснастить современным оборудованием около 250 школ Санкт-Петербурга.

«Анализ практических аспектов и показателей эффективности формирования и развития региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в Санкт-Петербурге позволяет говорить о том, что в регионе разработана и реализуется целостная система сопровождения профессионального роста педагога, позволяющая решать задачи государственной политики в области образования и обеспечивающая профессиональный рост и успех в профессиональной деятельности петербургского учителя», - подвела итоги своего выступления председатель комитета по образованию Наталия Путиловская.

Запись трансляции конференции