На пути к здоровой, безопасной, экологической школе

22-26 марта 2021 года вела работу Всероссийская научно-практическая конференции «На пути к здоровой, безопасной, экологической школе: качество образовательной среды». К мероприятиям в рамках конференции подключилось более 1200 человек – педагоги из Санкт-Петербурга, Москвы, Республики Крым, Калуги, Саратова, Иркутска, Краснодара, Тюмени, Южно-Сахалинска и других городов России. К работе также подключились участники из других стран – Беларуси, Молдовы, Эфиопии.

Участники конференции обсудили теоретические знания и практический опыт образовательных организаций Санкт-Петербурга и других регионов России, ближнего зарубежья по обеспечению качества образовательной среды. Были представлены инновационные педагогические подходы, технологии, методики и приёмы, направленные на обеспечение качества образования в современной образовательной среде. Также участники обсудили вопросы, связанные со становлением профессионального сообщества, ориентированного на взаимообмен опытом и взаимообучение, социальное партнёрство.

24 марта на вебинарной платформе СПб АППО состоялось дистанционное пленарное заседание, включающее в себя панельную дискуссию и видеопрезентационную сессию. На пленарном заседании были рассмотрены теоретические аспекты и практический опыт образовательных организаций регионов России по обеспечению качества здоровой, безопасной, экологической образовательной среды.

22 марта и 25-26 марта были проведены девять дистанционных и очных секций на базе образовательных учреждений города, в ходе которых 432 человека представили свой опыт в форме докладов, мастер-классов и стендовых докладов (презентации, видеоролики). Подключились к обсуждению и присутствовали очно более 1100 человек.

Дистанционная секция «Цифровая трансформация образовательной школы для детей с особыми образовательными потребностями: здоровьесозидающие аспекты» была посвящена предъявлению регионального, межрегионального, международного опыта преодоления инструментального, технологического (методического), мыслительного (смыслового) разрывов в обеспечении цифровой образовательной среды школы для детей с особыми образовательными потребностями.

На секции «Формирование допрофессиональных компетентностей обучающихся в условиях здоровьесозидающей среды школы повышенного уровня» в выступлениях и стендовых докладах были рассмотрены теоретические проблемы формирования допрофессиональных компетентностей обучающихся в условиях цифровизации здоровьесозидающей образовательной среды школы повышенного уровня в урочной и внеурочной деятельности, дополнительном образовании, в работе с различными категориями обучающихся (одарённые дети, дети с особыми образовательными потребностями), а также – вопросы психолого-педагогического сопровождения.

На секции «Расширение образовательного пространства как ресурс развития экологической культуры подрастающего поколения» был представлен краткий теоретический анализ понятий «образовательная среда», «образовательное пространство», «образовательная экосистема».

В рамках работы секции «Физическая культура и безопасность в образовательном процессе» на пленарном заседании, 3 подсекциях, в стендовых докладах были представлены материалы по обеспечению безопасного и здоровьесозидающего образовательного пространства, состоялось обсуждение успешного опыта формирования компетенций обучающихся в области физической культуры и безопасности на уроках и во внеурочной деятельности.

В рамках секции «Здоровьесозидающая среда общеобразовательной школы как фактор повышения качества образования» было организовано пленарное заседание, четыре мастер-класса, три круглых стола, стендовые доклады. Рассмотрены управленческие, педагогические, психологические и экологические аспекты культуры здорового и безопасного образа жизни: формирование ценностей здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности (в том числе детей с ОВЗ), здорового образа жизни педагогов, формирование здоровьесозидающей среды образовательного учреждения во внеурочной деятельности и дополнительном образовании.

На секции «Гуманитарное изменение экологической культуры: инновационные идеи и практики» были представлены основные аспекты экогуманитарного подхода в экологическом образовании и просвещении, опыт использования гуманитарных технологий по формированию экологической культуры в школьном сообществе, формирования экологической культуры учащихся средствами гуманитарных предметов – русского языка и литературы, иностранного языка.

Участники секции «Взаимодействие детского сада, школы и семьи по вопросу преемственности здоровьесозидающей направленности» рассмотрели основные направления преемственных связей детского сада и начальной школы; вариативные модели взаимодействия детского сада, школы и семьи по вопросу преемственности здоровьесозидающей направленности; инновационные технологии оздоровительной направленности в работе со всеми участниками образовательного процесса, с различными категориями обучающихся, в том числе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Участники секции «Эффективные управленческие и педагогические практики повышения качества образовательной среды» обсудили эффективные управленческие и педагогические решения по формированию здоровьесберегающей, безопасной экологической образовательной среды; эффективные практики формирования здорового и безопасного пространства для обучающихся разных категорий - как условие повышения качества образования; эффективные практики повышения качества дошкольной образовательной среды.

На баркемп-сессии «Самоэффективность педагога в работе с детьми и подростками, демонстрирующими риски в социальном развитии» активную дискуссию вызвало обсуждение следующих вопросов: специфика работы с современными детьми и подростками (поколение Z); рефлексия опыта неуспеха в работе с детьми и подростками, демонстрирующими риски в социальном развитии; профессионально-личностные ресурсы современного специалиста в работе с современными детьми, подростками и их родителями.

Подробнее о конференции и ссылки на трансляции – на сайте СПб АППО