Новости
Навигаторы детства и наставники Орлят погрузились в среду коллективно-творческих дел
Региональная конференция «КТД: Перезагрузка. Практикум для тех, кто хочет делать по-настоящему» собрала в школе № 203 Красносельского района Санкт-Петербурга советников по воспитанию и педагогов, реализующих программу развития социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России».
Организаторами конференции выступили институт детства РГПУ им. А.И. Герцена, Ресурсный центр «Навигаторы Детства» Санкт-Петербурга, школа № 203 Красносельского района.
Ключевым объектом взаимодействия стала тематика коллективно-творческого дела с точки зрения практической работы, в том числе с погружением участников в среду КТД по методике доктора педагогических наук, академика АПН СССР, педагога-новатора Игоря Петровича Иванова, которого педагоги считают изобретателем методики «КТД».
«„КТД – не мероприятия, а работа“ – это короткое и емкое определение подчеркивает, что коллективные творческие дела являются проявлением заботы, а не формальными событиями», – отметила специалист Комитета по образованию Елизавета Гузиарова. – «Игорь Петрович Иванов был поистине уникальным педагогом, новатором, человеком, влюбленным в свое дело. Без творчества педагогика не имеет смысла. Свою первую коммуну во Фрунзенском районе Игорь Петрович создал в 1959 году, а уже через несколько лет о понятии „ коллективно-творческое дело“ знал весь СССР, благодаря Всесоюзному лагерю „Орленок“. Неудивительно, что спустя десятилетия понятия и методики Игоря Петровича Иванова отзывается в наших сердцах и в настоящее время. Самое главное – каждому участнику конференции вынести что-то важное и привнести в свою работу новые смыслы».
Елизавету Ильдаровну поддержала кандидат педагогических наук, доцент, директор института детства РГПУ им. А.И. Герцена Виктория Новицкая: «Мы хотим, чтобы вы погрузились в среду коллективно-творческой деятельности по методике Игоря Петровича Иванова и на своем опыте прочувствовали возможность стать участниками замечательного события. Очень важно, чтобы мы в конце смогли ответить на вопрос „Все ли, что мы называем коллективно-творческой деятельностью, является по своей сути таковой“».
Программа предложила участникам теоретическую и практическую часть. Наставники Орлят актуализировали знания о коллективно-творческом деле в том виде, в котором оно создавалось Игорем Петровичем Ивановым. Педагог-новатор внедрил в жизнь смелый проект по развитию самоуправления в детских коллективах, создав в районном Доме пионеров и школьников города Ленинграда Коммуну юных фрунзенцев (КЮФ) – школу районного актива старшеклассников. Такие коммуны тогда начали действовать в нескольких школьных дружинах Фрунзенского района.
Коллективное творческое дело является важнейшим объединяющим фактором в жизнедеятельности сообщества. Данная методика может быть применима на высоких стадиях развития временного детского коллектива и заслуживает особого внимания.
«Мы собрали специалистов и участников, чтобы подчеркнуть важность творчества, командной работы и культурного наследия в воспитании и развитии наших детей и молодежи. В рамках мероприятия мы обсудили основы по развитию коллективных творческих практик, а также нашли новые пути для укрепления сотрудничества между образовательными учреждениями. Игорь Петрович Иванов оставил богатое наследие в сфере воспитания и развития подрастающего поколения как для Санкт-Петербурга, так и для всей страны. Он учил не только ценить творчество, но и понимать его силу как инструмент формирования личности, коллективной ответственности и гражданской идеи», – сказала региональный координатор Всероссийского проекта «Навигаторы детства» в Санкт-Петербурге Татьяна Масленицына.
Справочно
Программа «Орлята России» – уникальный проект по развитию социальной активности младших школьников, стартовавший в 2021 году. Она реализуется Министерством просвещения Российской Федерации при поддержке Движения Первых в рамках национального проекта «Молодежь и дети». Операторами выступают Российский детско-юношеский центр и Всероссийский детский центр «Орленок».
В 2023 году Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена назначен базовым вузом по реализации программы «Орлята России» при Министерстве просвещения РФ. Всего было выбрано 11 вузов России, участвующих в реализации программы.
Всероссийские проекты «Навигаторы детства» и «Орлята России» в рамках национального проекта «Молодежь и дети» реализует ФГБУ «Росдетцентр» – подведомственное учреждение Министерства просвещения РФ создано в соответствии с Указом Президента РФ от 29 октября 2015 г. № 536 и Распоряжением Правительства РФ от 21 апреля 2016 г. № 746-р. с целью обеспечения взаимодействия его представителей, действующих во всех субъектах РФ, с Министерством просвещения РФ, Федеральным агентством по делам молодежи, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Информация и фото: Навигаторы детства Санкт-Петербурга.



