Новости
«Неделя образования». День четвертый: Персонализация, социализация, квалификация
20 мая стал очень насыщенным днем для всероссийской «Недели образования»: спикеры обсуждали различные темы — от системы повышения квалификации учителей до театральных кружков при школах и фестиваля детских лагерей. Рассказываем о самом интересном.
Общее образование
Географию как метапредметную, неформальную и жизненно важную науку рассмотрели на сессии «Мир не разделён на школьные предметы», организованной ГК «Просвещение». Все спикеры сделали акцент на том, что никакая школьная дисциплина, в том числе география, не ставит своей целью наполнить головы учеников как можно большим количеством информации. Участники много раз подчеркнули, что основная цель школьного образования — научить мыслить, анализировать, работать с информацией и другими людьми. Ну а самой важной темой стало развитие у ребенка метапредметных навыков, изучение метапредметных терминов. Спикеры рассказали о важности изучения универсальных понятий, которые помогут ребенку научиться размышлять, думать, рассчитывать. А ведь именно эти навыки будут необходимы ему во взрослой жизни — в университете, на работе, в быту.
Индивидуальный подход к ученику — важная тема последних лет. На сессии «Персонализированное образование в школе: как научить ребенка учиться и раскрыть его личностный потенциал», организованной СберОбразованием, руководители и учителя различных учебных заведений поделились опытом по внедрению такой системы.
О работе со стереотипами, но уже среди педагогов, рассказали представители «Авторской академической школы» из Нижнего Новгорода. Коллеги по началу с недоверием отнеслись к новому неформальному подходу и персонализации процесса. Особенно интересным был кейс с введением системы «аквариумных уроков» — на протяжении всего года уроки по методике персонализированного обучения велись открыто, доступ был у всех учителей.
Жертвами травли в школе становятся не только дети, но и учителя – об этом говорили на сессии от Учи.ру и Mail.ru Group «Молодой педагог: буллинг в отношении учителя». По данным опроса НИУ «ВШЭ», более 70% педагогов в России хотя бы раз подвергались травле со стороны учеников. Публично об этой проблеме говорят нечасто. Исправить это решили спикеры онлайн-консультации для молодых педагогов во главе с модератором – заведующим лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ «ВШЭ» Александром Милкусом.
Конференция по химии «ММСО. Менделеев»
На вопрос «Какого «химика» выпускает школа и кого ждет вуз?» ответили декан химфака МГУ Степан Калмыков и проректор РХТУ Сергей Филатов. Требования обоих университетов сошлись: будущие студенты должны быть заинтересованными, креативными, должны уметь мыслить. Особое внимание уделили важности гармонии школьного образования — все чаще преподаватели замечают, что за хорошими знаниями одного естественно-научного предмета стоят плохие знания другого. Хороший химик должен быть столь же хорошим физиком и наоборот, уверены представители вузов.
Высшее образование
Самую актуальную тему последнего года – цифровизацию образования – обсудили на сессии ЭБС «Лань» «Цифровая трансформация педагогики». Так, интересный кейс был представлен Виолой Ларионовой, заместителем проректора Уральского федерального университета. Г-жа Ларионова отметила, что, несмотря на повсеместное введение новых технологий образования, они всё ещё не дают необходимых результатов. Но были и успешные примеры: в УФУ был создан «Цифровой тьютор» — специальный сервис, обеспечивающий связь педагогов, студентов, администраторов.
Опрос педагогов в РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург), представленный проректором по научной работе Ларисой Цветковой, показал, что из 100 преподавателей около 20 отметило сложность перехода на дистанционный формат. Тем не менее, РГПУ показал высокий уровень адаптации к онлайн обучению — около 98% сотрудников преподавали в этом году дистанционно.
Представители классической системы высшего образования (офлайн-формат) вместе с экспертами, успешно внедряющими онлайн-форматы, в ходе дискуссии «Все выше и выше: как управлять качеством программ высшего образования?», организованной Zavtra.Online и Mail.ru Group, обсудили, как эти форматы могут сочетаться между собой, чтобы повысить качество обучения на высшей образовательной ступени.
Досуг
В рамках «Фестиваля детских лагерей» ведущие организаторы российского и зарубежного детского отдыха – партнеры сервиса по бронированию путевок в детские лагеря Incamp.ru – обсудили форматы отдыха и проблемы, с которыми отрасль столкнется в новом сезоне, до которого осталось уже меньше 10 дней.
Спикеры не обошли стороной вопрос безопасности из-за коронавируса. Ещё одна проблема – заполняемость лагерей. Некоторые из спикеров отметили, что почти все смены уже заняты, потому что лагеря продолжают выполнять обязательства по прошлому году, заполняя смены детьми, которые не смогли отдохнуть прошлым летом из-за разгара пандемии. То есть, купить путёвку в приглянувшийся лагерь тем родителям, чьи дети отправляются отдыхать впервые, будет не так просто.
Спикеры конференции обсудили и туристический кешбэк: речь идёт о новой системе стимулирования детского отдыха в виде возврата 50% стоимости путёвок в детские лагеря. Представители отрасли сошлись во мнении, что программа сначала должна официально стартовать (предположительно это произойдет 25 мая), а уже потом наступит ясность, как она будет работать и какие возникнут нюансы.
Справочно
«Неделя образования» — всероссийский масштабный проект, который продолжает идею развития концепции Московского международного салона образования. В 2021 году мероприятие пройдет с 17 по 23 мая на коммуникационной digital-платформе «ММСО.Коннект».
Цель «Недели образования» — обсудить и суммировать на своей площадке всероссийский опыт и актуальные технологии в области организации образовательного процесса, которые вырабатывались в непростое пандемийное время, а также проговорить такие темы, которые не в силах вместить программные рамки Салона образования.
В программе мероприятия запланировано более 100 событий — тематических конференций, сессий, дискуссий, мастер-классов. Они рассчитаны как на профессионалов – педагогов дошкольного, среднего и высшего звена, а также участников системы дополнительного профессионального образования, так и на широкий круг потребителей образовательных услуг.
К участию в Неделе приглашены международные эксперты, руководители различных образовательных учреждений России, педагоги начальной, средней и высшей школы, активно участвующие в процессе формирования новой парадигмы и разделяющие мнение о том, что образование – непрерывный процесс, который продолжается всю сознательную жизнь человека (lifelong learning).
Ознакомиться с подробной программой и зарегистрироваться для участия можно на официальном сайте.
Организаторы «Недели образования»: Московский международный Салон образования (ММСО), экспертно-аналитический центр «НОП», Федеральный портал Года науки и технологий в России, национальная ассоциация организаций дополнительного профессионального педагогического образования (НАОДППО), АНО «Россия — страна возможностей», «Кадры для цифровой экономики», ГК «Просвещение», Skyeng, Учи.ру, Учеба.ру, РАНХиГС, Международный детский центр «Артек», Skillbox, департамент международной торговли Великобритании, «Смена — всероссийский детский центр» и региональные системы образования. Cтратегический партнер — Mail.ru Group. Технологический партнер — коммуникационная платформа «ММСО.Коннект».
Источник: программная дирекция Московского международного салона образования.