Непрерывное образование детей с расстройствами аутистического спектра обсуждали на всероссийской стажировке в Санкт-Петербурге

13 мая на базе школы № 755 «Регионального Центра аутизма» проходила стажировка по направлению «Обучение детей с ОВЗ». В рамках темы «Технологические решения в непрерывном образовании детей с расстройствами аутистического спектра» рассматривались и обсуждались вопросы обучения детей с РАС.

С приветственным словом выступили к.п.н., заведующий кафедрой коррекционной педагогики АППО Наталья Николаевна Яковлева и директор школы № 755 «Региональный Центр аутизма» Лариса Николаевна Демьянчук.

С докладом выступил д-р психол. наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, профессор Московского городского педагогического университета Роман Викторович Демьянчук.

Специфика спектра аутистических расстройств подразумевает различную выраженность аутистической симптоматики и сопутствующих особенностей развития у разных детей – от наиболее лёгких проявлений, требующих индивидуализации психолого-педагогического подхода в условиях совместного обучения с детьми, развивающимися без отклонений, до дизонтогенетических форм, характеризующихся яркой клинико-психологической картиной аутизма и в большинстве случаев сочетающихся с интеллектуальной недостаточностью различной степени выраженности. Построение образовательной среды для детей с дизонтогенетическими формами РАС требует учёта ряда взаимосвязанных факторов, определяемых их особенностями.

«Модель непрерывного образования детей с РАС, разрабатываемая и реализуемая в Санкт-Петербурге, предполагает организацию образования и реабилитации детей на различных уровнях образования – от дошкольного до начального профессионального, - отметил Роман Викторович Демьянчук. Идеальным вариантом непрерывности образования является образование «длиною в жизнь», объективно актуальное для современных реалий стремительного развития информационного общества, непрерывного обновления знаний, нестабильности рынка труда и занятости в нем, приоритета личностных компетенций над предметными и умения учиться над обученностью».

Применительно к аутичным людям непрерывность образования чрезвычайно важна вследствие очевидной специфики формирования у них знаний, умений, навыков, компетенций и, что самое важное, специфики восприятия, переработки, хранения и использования информации. Им постоянно необходимо обеспечение непосредственного опыта познания окружающего мира – как залог максимально возможной успешности в ориентации и адаптации к изменяющимся условиям жизни. Это требует от обучающихся, их родителей, педагогов, наставников и иных заинтересованных лиц особого внимания к поддержанию этой познавательной активности в зависимости от степени выраженности аутистических проблем, сопутствующих расстройств и интеллектуального потенциала.

«Однако, возможности современной школы в реализации этого аспекта непрерывности имеют существенные ограничения, связанные с временным фактором, фактически определяющим конкретные сроки пребывания в институционализированной образовательной среде. Именно поэтому мы ограничиваем рамки модели непрерывного образования аутичных детей рамками формального образования от уровня дошкольного до уровня профессионального обучения (или, что более реалистично для школьного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, предпрофессиональной подготовки)», - подчеркнул докладчик.

В продолжение обсуждения актуальной темы, заявленной на площадке стажировки, специалисты образовательных организаций провели мастер-классы по использованию различных техник и технологий в обучении детей с расстройствами аутистического спектра.

Напомним, стажировка «Инновационное развитие школы как ресурс модернизации региональной системы образования Санкт-Петербурга. Формирование компетенций ХХI века» проходила в Северной столице 12-13 мая по шести направлениям: система оценки качества образования, развитие гуманитарного образования, развитие инженерно-технологического образования, обучение детей с ОВЗ, система дополнительного образования детей, цифровая образовательная среда современной школы.

Организаторами образовательного интенсива выступили Академия Министерства просвещения России, Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования.

Стажировочными площадками стали 12 ведущих образовательных учреждений Санкт-Петербурга.

Участие в стажировке приняли более 150 представителей управленческих команд из 26 субъектов Российской Федерации.

Источник: школа № 755 «Региональный Центр аутизма» Василеостровского района Санкт-Петербурга.

Фото: Центр регионального и международного сотрудничества.