О содержании образования детей с расстройствами аутистического спектра говорили на городском семинаре

На базе школы № 755 «Регионального Центра аутизма» прошёл городской семинар-практикум для слушателей Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования по теме «Организация логопедической помощи в структуре деятельности службы сопровождения обучающихся с РАС».

Семинар проходил в очном формате. Участие в нём приняли специалисты из 16 образовательных учреждений Санкт-Петербурга.

Целью данного мероприятия было повышение компетентности специалистов разного профиля и специализации системы образования Санкт-Петербурга в сфере организации и содержания образования детей с расстройствами аутистического спектра.

Панельная дискуссия была проведена в формате открытой диалоговой площадки, обсуждения проблемных вопросов. Учителя-логопеды дошкольного и школьного отделений школы № 755 «Регионального Центра аутизма» выступили с докладами по темам:

  • «Структура и организация работы службы сопровождения» – учитель-логопед школьного отделения Елена Александровна Осипова;
  • «Логопедическая диагностика и критерии оценки речевого развития детей с РАС, составление логопедического блока в структуре СИПР» – учитель-логопед школьного отделения Татьяна Викторовна Аксёнова;
  • «Особенности логопедической работы с обучающимися с РАС» – учитель-логопед школьного отделения Ольга Викторовна Бухарина;
  • «Использование дидактических пособий в работе учителя-логопеда с детьми с РАС дошкольного возраста» – учитель-логопед дошкольного отделения Марина Николаевна Тимакова.

Учитель-логопед школьного отделения Оксана Владимировна Андерсон провела мастер-класс на тему «Формирование подражательной деятельности с неговорящими обучающимися с РАС на занятиях учителя-логопеда».

Включение фонетической ритмики в логопедические занятия, с одной стороны, учитывает коммуникативные возможности и психологические особенности неговорящих детей. С другой стороны, происходит взаимодействие логопеда с ребенком через подражание. Об этом рассказала педагог по фонетической ритмике Светлана Владимировна Киселева. Она провела практическое занятие по вызыванию речи у неговорящих обучающихся с РАС с использованием фонетической ритмики.

Недостатки временных и пространственных представлений у детей приводит к стойким ошибкам на письме. Это связано с тем, что формирование одной из основных операций письма, а именно перевод фонем в графемы, оказывается сложным процессом. В связи с этим предупреждению и коррекции дисграфии у младших школьников с РАС уделяется особое внимание. Учитель-логопед школьного отделения Дарья Петровна Петренко поделилась опытом работы в данном направлении.

К нарушениям просодической стороны речи при РАС относятся: брадилалия или тахилалия, монотонность речи, эмоциональная невыразительность, ринофоничность, повышение или, наоборот, затухание тона голоса к концу фразы, своеобразие интонации и логических ударений.

Для преодоления недостатков в развитии просодической стороны речи у обучающихся с РАС необходима систематическая, целенаправленная коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда. Методами и приемами работы поделилась учитель-логопед школьного отделения Надежда Игоревна Савосько.

Учителя-логопеды школы Елена Александровна Осипова, Ольга Викторовна Бухарина, Татьяна Викторовна Аксенова также поделились опытом работы по взаимодействию с родителями обучающихся с РАС.

Участники мероприятия отметили актуальность семинара. В процессе работы они обменивались опытом, обсуждали наиболее актуальные проблемы организации обучения детей с РАС. Специалисты поделились со слушателями современными подходами, используемыми в работе с детьми с РАС, а также авторскими методиками оказания логопедической помощи детям с РАС. На семинаре обсуждались вопросы оказания помощи семье, воспитывающей ребенка с РАС. Слушатели получили методические рекомендации по вопросам организации работы с семьями, воспитывающими детей с расстройствами аутистического спектра.

Источник: школа № 755 «Региональный Центр аутизма» Василеостровского района Санкт-Петербурга.