Новости
О популяризации семейного чтения говорили участники научно-практической конференции
Всероссийская научно-практическая конференция «Семейное чтение в эпоху глобальной цифровизации образования и культуры» состоялась в «Газпром школе Санкт-Петербург». Ведущие российские эксперты в области образования и педагоги школы провели лекции и мастер-классы, направленные на популяризацию семейного чтения.
Организаторами конференции выступили «Газпром школа Санкт-Петербург», Российская академия образования, АНО Культурно-образовательный проект «Страна Читалия». В событии приняли участие более 140 школьников с 1 по 11 классы и свыше 150 гостей из 7 регионов страны.
«В Год семьи в России мы продолжаем говорить о том, как школа объединяет родителей и детей в образовательном процессе. Практика семейного чтения позволяет не только передать школьникам важные ценности, научить их размышлять и делиться своими мыслями, но и укрепить семейные связи», – подчеркнула директор «Газпром школы Санкт-Петербург» Татьяна Корниенко.
«Уже несколько лет победителями конкурса медиапроектов “Страна Читалия” становятся ученики “Газпром школы Санкт-Петербург”. Именно отсюда в преддверии десятилетия конкурса мы начинаем большое турне по городам Российской Федерации. Хочется пожелать, чтобы у вас было больше друзей среди книг. Ведь книга – это тот друг, у которого всегда есть время, чтобы разделить его с вами», – отметила руководитель международного культурно-образовательного проекта «Страна Читалия» Ольга Мачехина.
Профессора, доктора наук, научные сотрудники ведущих российских вузов выступили с докладами на пленарной сессии и интерактивными лекциями для учеников школы и гостей. Как выбрать книгу, соответствующую возрасту и интересам современного ребенка? Зачем взрослым читать детскую литературу – и какую именно? Есть ли будущее у бумажной книги? Нужно ли читать вслух, как это грамотно делать, и могут ли эту функцию полноценно взять на себя цифровые помощники? Ученые дали практические рекомендации профессиональному сообществу и юношеской аудитории.
Педагоги провели серию открытых мастер-классов, презентуя опыт школы. Каждая представленная практика отличалась метапредметностью: в течение года учителя привлекают ребят к чтению, соединяя в рамках занятий различные науки и дисциплины. Так литература переплетается с обществознанием, астрономией, искусством, иностранными языками, хореографией, музыкой, графическим дизайном и технологией.
В планетарии первоклассники смотрели и обсуждали созданный воспитанниками Центра дополнительного образования мультфильм по повести-сказке «Маленький принц». Ученики 2 классов в кабинете астрономии знакомились с научными методами познания, анализировали текст Антуана де Сент-Экзюпери и на практической части занятия создавали ловцов снов – символ мечты из произведения.
Учащиеся 3-4 классов познакомились с историей коллажа в искусстве, проанализировали фрагменты текстов Александра Пушкина и создали декоративные композиции к театральным постановкам по сказкам поэта.
5-6 классы изучали текст Майкла Бонда «Медвежонок Паддингтон» на английском языке. Педагоги использовали приемы, учитывающие особенности восприятия каждого ученика – визуальные, аудиальные и кинестетические. Групповую работу помогали организовывать девятиклассники.
На мастер-классе «Танец как язык общения» гости изучали особенности коммуникации через движение, музыку и художественное слово. На помощь педагогам пришли воспитанницы курса «Современная хореография», ученицы 7–9 классов: вместе со взрослыми они организовали перформативные практики в контексте реверсивного наставничества.
Для учеников гуманитарного потока 9–11 классов прошел литературно-театральный мастер-класс, на котором школьники и гости анализировали и пробовали озвучить тексты Льва Толстого.
На завершающей конференцию секции с докладами выступили учителя русского языка и литературы «Газпром школы Санкт-Петербург». О том, как и зачем создавать буктрейлеры, рассказали авторы проектов-победителей конкурса «Страна Читалия». Лариса Маркова и трое восьмиклассников – Арсений Полянский, Екатерина Крюкова и Иван Журавлев. Интерактивную лекцию «О людях и памятниках» провел Александр Шагалов. Учитель английского языка школы № 457 Выборгского района Санкт-Петербурга Ольга Василенко и ученица 4 класса Виктория Василенко рассказали о форматах сотворчества и наставничества в рамках реализации семейных конкурсных медиапроектов.
Содержание докладов спикеров и технологии, продемонстрированные педагогическим коллективом «Газпром школы Санкт-Петербург», вызвали интерес и живой отклик у коллег, о чем свидетельствуют отзывы участников.
Справочно
Конференция проводится в рамках юбилейного X Международного конкурса медиапроектов «Страна Читалия», который направлен на расширение читательской аудитории. Участники создают буктрейлеры – рекламные видеоролики о прочитанных книгах. Номинации конкурса предоставляют возможность выбрать произведения разных жанров и разного времени. В 2025 году конкурсу исполняется 10 лет, его участниками стали более 7500 человек в возрасте от 3 до 95 лет из 19 стран мира.
Информация и фото: «Газпром школа Санкт-Петербург»; оргкомитет конкурса «Страна Читалия».