Ольга Масленникова: Желаю ребятам использовать уникальную возможность участия в проекте «Твой бюджет в школах» на 200 %

Наставником проекта «Твой бюджет в школах» в ГБОУ СОШ № 290 является Ольга Масленникова, директор по развитию Музея-макета «Петровская Акватория», старший преподаватель кафедры экономики и управления в сфере услуг Факультета сервиса, туризма и гостеприимства Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

О наставничестве в проекте «Твой бюджет в школах» (и не только) она рассказала в интервью сетевому изданию «Дайджест петербургского образования».

Ольга Александровна, каким образом Вы попали в проект «Твой бюджет в школах»?

– Преподаватели СПбГЭУ уже не первый год активно участвуют в проекте, в этом сезоне и мне посчастливилось стать частью команды наставников.

Был ли у Вас до проекта опыт наставничества? Если да, то расскажите о нём, пожалуйста!

– Да, такой опыт был. В 2016 году началась реализация совместного сетевого образовательного проекта «Школа прошлого – школе будущего» по созданию макета-экспоната для школьного музея в тройственном союзе негосударственного Музея-макета «Петровская Акватория», Санкт-Петербургского городского центра детского технического творчества и школы № 163 (нынче в составе ГБОУ школы №174 – прим. редакции), в котором я стала наставником. Этот проект получил высокую оценку профессионального сообщества. Команда проекта (и обучающиеся, и педагоги) неоднократно занимала призовые и первые места на городских, региональных, всероссийских и международных конкурсах. Для меня самой значимой наградой в процессе реализации данного проекта стала победа в номинации «Наставник в дополнительном образовании» и абсолютная победа во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям – 2019».

Сегодня данная практика применения технологий бизнеса в образовательных программах масштабирована уже и на региональном уровне. В настоящее время я также являюсь наставником инновационного проекта «Ленинградская Ретроспектива» (2020-2023 гг.), организаторами которого выступили Центр «Ладога» и Ленинградский областной институт развития образования…

В 2020 году я принимала участие в качестве наставника в реализации Всероссийской профориентационной профильной смены «Лаборатория профессий и навыков Profi.Skills.Lab», которая была организована ГБНОУ СПбГЦДТТ и прошла при поддержке ФГБУК ВЦХТ и Комитета по образованию Санкт-Петербурга. Смена объединила 6 регионов России – от Амурского края до Санкт-Петербурга, и отдельный блок по наставничеству был посвящен работе с педагогами.

Что из предыдущего опыта Вы взяли с собой в проект «Твой бюджет в школах», а чему пришлось учиться по ходу проекта?

– С опытом пришло понимание того, что проектная деятельность, а у детей и подростков особенно, сильно взаимосвязана с мотивацией. Чем больше срок проектной деятельности, тем сложнее удерживать одинаковый темп работы над проектом. И наставник, кроме готовности делиться знаниями, всегда должен уметь вовремя заметить изменение ритма деятельности, понять, почему это происходит, подбодрить, объяснить, показать своим примером и найти нужные слова.

В проекте «Твой бюджет в школах» я участвую впервые, поэтому наряду со знакомыми методиками проектной работы со школьниками, мне, как практику, очень интересен опыт включения бизнеса в образовательный процесс. Например, форсайт-сессия была проведена «по-взрослому», по правилам настоящего бизнес-тренинга. Учиться чему-то новому в проекте «Твой бюджет в школах» приходится на каждом этапе. Поскольку подготовленные организаторами конкурса методические материалы очень подробны, а на возникающие вопросы мы всегда получаем оперативные и исчерпывающие ответы, обучение проходит в комфортном режиме. И отдельно мне бы хотелось отметить поддержку и вовлеченность со стороны педагогического коллектива школы № 290. Многому мы учимся вместе, и всегда этот процесс происходит максимально конструктивно.

Как Вы считаете, в чём отличие проекта «Твой бюджет в школах» от других проектов, в которых Вам приходилось участвовать в качестве наставника?

– В масштабности самого проекта, в возможностях, которые предоставляются его участникам, и ответственности, которая выпадает на долю всех заинтересованных в реализации проекта, и, прежде всего, самих учащихся школы. Согласитесь, далеко не каждому взрослому в жизни выпадает шанс реализовать свою идею реального изменения пространства, которое совершенно точно положительно повлияет на жизнь огромного количества людей.

Благодаря этому проекту школьники знакомятся и с бизнес-технологиями, и с основами государственного бюджетирования, ведь в этом проекте мы много говорим о взаимосвязи бюджета школы, городского и федерального бюджетов. Упор делается на развитие навыков критического мышления и финансовой грамотности. Кстати, именно эти навыки были названы в числе основных, когда мы говорили с ребятами из 290-й школы о самых важных качествах, которые с их точки зрения должен развивать каждый ученик современной школы, чтобы стать успешным человеком.

Ещё одна очень важная особенность именно этого проекта в том, что каждый становится не столько участником «соревнований», сколько участником «мега-образовательного пространства». Ведь в проекте обучаются абсолютно все: и руководитель школы, и куратор, весь педагогический коллектив, сами школьники и наставник... Уверена, что и сами организаторы прирастают знаниями с каждым годом проведения конкурса в процессе его масштабирования.

В чём суть деятельности наставника проекта, как бы Вы сформулировали?

– Познакомить школьников с особенностями проекта «Твой бюджет в школах» и помочь на каждом этапе реализации инициативных проектов (сформировать идею, разработать проект, проработать паспорт, презентацию и т.д.). Поделиться опытом организации каких-то процессов, если это необходимо, и с педагогическим коллективом школы. Ещё одной, несомненно, положительной чертой проекта является то, что при проведении мероприятий даже при рекомендуемых сценариях их проведения всегда есть возможность вариативности. Поэтому на информационной встрече в ГБОУ СОШ № 290 не только я сама, как наставник, говорила о том, как можно использовать предоставляемые возможности. Мы пригласили студентов 1 курса СПбГЭУ и ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, которые совсем недавно были школьниками, они рассказали, в каких проектах по изменению своих собственных школ принимали участие они, и почему занимать активную жизненную позицию и самим инициировать позитивные изменения важно и нужно. И это, безусловно, стало дополнительным стимулом к тому, чтобы как можно больше старшеклассников школы стали инициаторами реальных изменений и приняли участие в проекте.

Какие чувства вызвали у Вас школьники – участники проекта: удивили, порадовали, разочаровали?.. Расскажите свои впечатления от ребят и идей, которые они предлагают?

– Ребята мне очень понравились! Наше знакомство состоялось на информационной встрече. Рассказывая об уникальной возможности принять участие в этом году в проекте «Твой бюджет в школах», мы с учителями показали несколько фотографий с состоявшегося накануне тренинга для педагогов и наставников. И поговорили о том, чему учили нас, взрослых, и о том, что команда учителей из 290-й школы была на этом тренинге самой многочисленной и активной. 9 человек (классные руководители и учителя-предметники вместе с куратором школы) приняли в нём участие. Ребята настолько эмоционально и радостно восприняли эту новость, так долго аплодировали своим любимым учителям, что уже тогда мне стало совершенно очевидно, что в такой позитивной атмосфере взаимодействия конструктивных идей по преобразованию школы будет много (рада, что я не ошиблась).

Сначала, конечно, было непонимание и даже некоторое недоверие: неужели действительно можно получить до 3 млн. рублей, чтобы реализовать свои идеи по преобразованию школьного пространства? И чем больше мы погружались в логику проекта, тем всё больше и больше инициативных проектов появлялось у ребят... Связанные с музыкой и кулинарным мастерством, с изучением астрономии и с созданием полосы препятствий (в школе реализуются программы ранней профилизации, обучение в кадетских и морских классах, а также в классах правоохранительной направленности)...

Из школы, которая совершенно преобразилась, правда, пока только в воображении ребят, домой уходить совершенно не хотелось. Конечно, все идеи прошли впоследствии оценку по критериям проекта. Но даже те, которые не до конца соответствовали принципам отбора, безусловно, достойны внимания. Среди них не было идей нереальных или идей по организации пространств исключительно для отдыха.

А какая активная работа началась сразу же после форсайт-сессии! Анкетированию в онлайн-формате многие команды предпочли личное общение с целевой аудиторией. Серьезно подошли и к классным голосованиям. И сейчас активно дорабатывают свои инициативные проекты. Организованы чаты для обсуждений, проводятся онлайн-консультации, все готовятся к экспертной оценке проектов.

До объявления победителей еще почти два месяца… Вы уже видите команды лидеров в Вашей школе, или всё может измениться на следующих этапах?

– Проект «Твой бюджет в школах» – это, прежде всего, конкурс. Соревновательный момент присутствует на всех этапах его проведения. И как в любом соревновании, всё может измениться. Команды сильные, все инициативные проекты актуальны для своих целевых аудиторий.

Что бы Вы пожелали всем ребятам-школьникам, участвующим в проекте?

– Ребятам-школьникам хочется пожелать использовать уникальную возможность участия в проекте «Твой бюджет в школах» на 200 %. Принимать участие, по возможности, во всех этапах и мероприятиях проекта, потому что это очень сильно и за достаточно короткий период поможет расширить кругозор, окунуться в новый опыт, прокачать навыки финансовой грамотности, креативности и критического мышления каждому участнику.

Участие в таких проектах особенно актуально именно для старшеклассников, которые совсем скоро вступят во взрослую жизнь. Фактически эта «взрослая жизнь» через самых активных ее представителей сама пришла в школы города вместе с проектом. Пришла, чтобы показать не только то, как важно развивать активную жизненную позицию и быть готовым вносить свой вклад в развитие своей школы, города, страны, но и обучить тому, при помощи каких инструментов можно это сделать, как стать более уверенным в своих силах и прочувствовать мощь работы в коллективе единомышленников.

Зажечь своей идеей членов жюри – серьёзная задача. По плечу она окажется тем, кто сам горит своим инициативным проектом, подготовил его в соответствии со всеми предложенным критериями, умеет работать в команде и при этом может посмотреть на привычные вещи с непривычного ракурса.

Желаю всем участникам проекта обязательно дойти до результата, и пусть удача и успех будут на вашей стороне!

Справочно

«Твой бюджет в школах» – комплекс мероприятий, направленных на вовлечение учащихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга в процесс разработки и реализации инициатив по развитию школьной инфраструктуры. Проект реализуется Комитетом финансов Санкт-Петербурга совместно с Комитетом по образованию с 2019 года.

Третий цикл проекта начался в сентябре. В этом году в нём принимают участие 90 школ из всех 18 районов города. Призовой фонд увеличен до 90 млн рублей, на реализацию одной инициативы будет выделено до 3 млн рублей.

Победителей проекта «Твой бюджет в школах – 2022» определят до конца этого года. Экспертная комиссия выберет 30 проектов, которые будут воплощаться в жизнь в 2023 году.

Оперативная информация о реализации «Твоего бюджета в школах» размещается на сайте проекта и на странице в соцсети «ВКонтакте», а также на ресурсах сетевого издания «Дайджест петербургского образования» – на сайте СМИ и в официальном сообществе в соцсети «ВКонтакте».

Информация и фото: Центр регионального и международного сотрудничества.