Опубликованы материалы победителей конкурса на разработку «Урока НТО»

Кружковое движение НТИ разместило материалы победителей конкурса по разработке уроков Национальной технологической олимпиады (НТО), которые теперь доступны для изучения и работы всем заинтересованным.

В сборник вошли лучшие методические разработки учителей и педагогов со всей страны, которые представили свои авторские уроки, отражающие ключевые направления и профили Национальной технологической олимпиады.

«Эти материалы помогут школьникам и педагогам глубже познакомиться с современными технологиями, попробовать себя в решении реальных задач и найти новые формы для занятий. Каждый урок – это уникальный опыт, объединяющий предметные знания, практические задания и актуальные кейсы из мира науки и технологий», – говорят составители сборника.

Уроки НТО проходят в российских школах с 2018 года. В 2024/25 учебном году в 37 регионах страны было проведено более 360 таких занятий.

В рамках конкурса по разработке уроков НТО учителям, представителям технологических компаний и разработчикам профилей НТО предлагалось создать авторский урок, который бы раскрывал одно из актуальных технологических направлений – от искусственного интеллекта и цифровых технологий в бизнесе до новой медицины, освоения космоса и беспилотного транспорта.

«Перед нашей страной стоит важнейшая задача по достижению технологического суверенитета и лидерства. И школы играют одну из ключевых ролей в этом: именно педагоги помогают формировать интерес к инженерным профессиям и развивают у школьников мышление исследователей. Конкурс на лучший урок о Национальной технологической олимпиаде дает отличную возможность каждому учителю внести вклад в это большое дело», – прокомментировал первый заместитель министра просвещения РФ, член оргкомитета НТО Александр Бугаев.

В этом году конкурс собрал десятки ярких, содержательных и технологически насыщенных работ. Педагоги и специалисты со всей страны представили авторские занятия, которые уже совсем скоро вдохновят школьников на шаги к профессиям будущего. Все участники показали высокий уровень профессионализма и креативности, а победители задали вектор на образование завтрашнего дня, отмечают организаторы.

 «Сегодня вузы заинтересованы не просто в сильных абитуриентах, а в тех, кто уже с юного возраста вовлечен в науку и технологии. Для этого важно выстраивать системную работу с будущими студентами. Конкурс на разработку урока о современных технологиях и профессиях будущего – еще один важный шаг в этой системе. Уроки привлекут к интеллектуальным соревнованиям еще больше юных инженеров, которые придут в вузы и на работу в крупные компании страны. Такой комплексный подход сможет обеспечить России технологическое лидерство», – отметила ранее заместитель министра науки и высшего образования РФ, член оргкомитета НТО Ольга Петрова.

Победителями конкурса стали пять авторов уроков НТО для школьников 8-11 классов и восемь педагогов, которые представили уроки НТО для трека НТО Junior, в том числе и педагоги из Санкт-Петербурга.

Урок Виктории Алексеевны Машаровой «Тайны виртуальных миров», используя элементы прошлых заданий НТО, погружает школьников в атмосферу VR – от сценариев до прохождения в приложении.

Сергей Владимирович Шаров на уроке «Память и промт: как управлять ИИ, чтобы не потерять правду» предлагает рассказать о работе с генеративным ИИ, критическом мышлении и этике в цифровой гуманитарной практике.

Роман Евгеньевич Унгаров и Кристина Игоревна Островская стали авторами урока «Основы орбитальной механики». Они предлагают в доступной и практико-ориентированной форме рассказывать школьникам о фундаментальных принципах движения небесных тел.

Светлана Вячеславовна Глинская создала урок «Игровой конструктор: битва идей». Он учит школьников в команде разрабатывать концепции игр.

Марина Николаевна Попова на уроке «Применение больших данных и аналитики в бизнесе» рассказывает об аналитике и принятии решений на основе Big Data.

Светлана Владимировна Печерина и Елена Николаевна Губернаторова совместно разработали урок «Космическая Одиссея: подготовка перед стартом». Командная инженерная игра погрузит школьников в тему освоения космоса.

В числе победителей конкурса на разработку «Урока НТО» также – представители других регионов.

Рамиль Исмагилович Ахметшин знакомит с дистанционным управлением бытовыми системами на базе Arduino в рамках урока «IoT в энергетике умного дома».

Хаят Нагимжановна Карпова в своем уроке «Система индикации для защиты банковского хранилища» предлагает знакомить школьников с созданием простой, но эффективной системы безопасности с микроконтроллерами.

Наталья Михайловна Филонова на своем интерактивном занятии «Как искусственный интеллект распознаёт изображения: от пикселей до смысла» через визуальные схемы в игровой форме раскрывает основы нейросетей и ИИ.

Юлия Васильевна Чернявская на своем уроке «Геоурбанистический анализ и цифровое моделирование городской среды» предлагает познакомиться с принципами интеграции географии и цифровых технологий для проектирования умных и безопасных городов.

Валентин Максимович Решетников, ставший создателем урока «Тайна волшебного кубка „Кубанто“», предложил игровой проект, где школьники становятся дизайнерами и программистами. Им предстоит дорабатывать VR-приложение.

Светлана Валерьевна Любавина с помощью Урока НТО на стыке IT и астрономии «Мониторинг положения космических аппаратов» дает школьникам возможность поработать с космическими данными и API.

«Мы благодарим всех участников за идеи, энергию и стремление формировать будущее! Ваша работа помогает тысячам школьников открывать для себя мир современных технологий и находить свой путь в инженерии, науке и ИТ», – говорят организаторы конкурса и составители сборника из Кружкового движения НТИ.

Познакомиться со сборником авторских разработок победителей конкурса Уроков НТО и скачать его могут все желающие.

Справочно

Национальная технологическая олимпиада – всероссийские командные инженерные соревнования для школьников и студентов по широкому спектру технологических направлений. За десять лет состязание объединило более 880 тысяч ребят из всех регионов России и 77 зарубежных стран.

Олимпиада проводится при координации Министерства науки и высшего образования РФ совместно с федеральным проектом «Россия – страна возможностей» национального проекта «Молодежь и дети» при поддержке Движения Первых, Агентства стратегических инициатив и АНО «Платформа НТИ». Проектный офис НТО развернут на базе НИУ ВШЭ при методическом сопровождении Кружкового движения НТИ.

Организационный комитет олимпиады возглавляют Первый заместитель Руководителя Администрации Президента России Сергей Кириенко и заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко.

Источник: пресс-служба Кружкового движения НТИ; пресс-служба Минпросвещения России.

Фото: пресс-служба Национальной технологической олимпиады; пресс-служба Кружкового движения НТИ.