Педагогов обучили проектировать приложения в виртуальной реальности

Центр опережающей профессиональной подготовки Санкт-Петербурга обучил педагогов проектировать приложения в виртуальной реальности. Эта уникальная программа, впервые запущенная в нашем городе, — важный шаг в цифровизации образования.

Программа «Цифровой педагог. Разработка приложений виртуальной реальности (VR)» была создана и реализуется специалистами «Кванториума» и ЦОПП Санкт-Петербурга. Обучение по ней прошли преподаватели программирования и робототехники из дворцов технического творчества и центров цифрового обучения, а также учителя школ, преподающих информатику и технологию. Они изучили тренды использования цифровых технологий в образовании и виды интерактивного VR-обучения, получили практические навыки подбора и разработки VR-контента.

Виртуальная и дополненная реальности — смоделированный цифровыми технологиями мир, куда можно погрузиться при помощи специальных сенсорных и мобильных устройств. Изначально технологии появились в игровой индустрии, но в последнее время активно внедряются в разные сферы, в том числе и в образование. Здесь виртуальная реальность, например, позволяет повысить эффективность подачи материала: учащихся можно «поместить» в такие ситуации, которые в реальности моделируются сложно, дорого или небезопасно.

Также можно симулировать многоступенчатую химическую реакцию, управление самолётом, нарезку овощей. Иногда VR-тренажеры играют решающую роль в профориентации: например, виртуальный спуск в шахту помогает на ранних этапах отсеять ребят с клаустрофобией, поступающих в колледж на шахтерские специальности. В реальности это сделать невозможно, так как в колледж поступают в 16 лет, а спуск в настоящую шахту разрешен только с 18-ти. Российскими компаниями разработаны и другие приложения, которые симулируют стрессовые ситуации для обучения: это и тушение пожара, и работа на высоте, и оказание первой помощи.

Чем доступнее становятся технологии виртуальной реальности, тем более заметно их проникновение на рынок образования. В период с 2019 по 2023 годы на базе общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга создаются Центры цифрового образования детей «ИнфинITи», оснащенные оборудованием для разработки и тестирования проектов виртуальной реальности; открываются «IT-кубы» и «Кванториумы», где выстраивается инфраструктура для обучения детей разработке приложений виртуальной и дополненной реальности. Некоторые школы самостоятельно создают условия для развития VR на основе своей материально-технической базы.

Министерство просвещенияРоссийской Федерации и некоторые технические вузы уже учитывают результаты Олимпиады НТИ по профилю «Разработка приложений виртуальной и дополненной реальности» как дополнительные баллы к ЕГЭ. А компетенция направления WorldSkills Russia Junior «Разработка виртуальной и дополненной реальности (VR/AR)» включена в категорию профессий будущего (FutureSkills).

Центр опережающей профессиональной подготовки Санкт-Петербурга уже проводил VR-экскурсии на своей площадке и на выезде — в школах и колледжах города. На экскурсиях демонстрировались возможности виртуальных симуляторов для решения различных задач. Теперь ЦОПП сделал очередной важный шаг — запустил учебную программу по разработке VR-приложений.

Директор центра Ольга Коротеева комментирует: «Мы отчетливо видим, что сегмент VR — неотъемлемая часть образования будущего. Технология позволяет повысить доступность и качество обучения. Для школьников — это возможность учиться, например, физике и химии дистанционно, без проведения реальных опытов. Для взрослых — эффект присутствия и погружение в ситуацию в рамках обучения на коротких программах. Поэтому мы первыми в городе подготовили этот уникальный продукт, раньше никто не обучал педагогов созданию образовательных модулей в VR».

Иоланта Петросян, руководитель Центра образовательных технологий ЦОПП, инициатор программы: «Эта программа – первый шаг на пути системного развития направления VR. Мы начинаем формировать профессиональное сообщество, куда будут вовлечены люди из образования и разных сфер бизнеса. В октябре запланирован Хакатон, где мы хотим задействовать максимальное количество площадок и дать возможность ученикам и педагогам проявить себя в реальных кейсах от работодателей».

При обучении по программе участники познакомились с 3D-моделированием в Blender 3D: изучили основные инструменты такие как полигональное моделирование, применение материалов и текстур, рендеринг моделей. Разобрались в специфике игровых движков Unity 3D и Unreal Engine 4. Сформировали команды, создали и защитили свои первые VR-проекты.

Впечатлениями о программе поделилась её разработчик и преподаватель Лали Николаева, наставник направления «VR/AR-квантум» Детского технопарка «Кванториум»: «Все педагоги освоили 3D-моделирование с анимацией и создали свои ролики. Также участники подготовили очень интересные финальные проекты: музей, карта мира, астрономическая модель, панорамный тур. Я очень рада проявленному интересу к программе и надеюсь, что наше VR-AR сообщество будет расти».

Пилотный запуск программы завершился, но обучение продолжится: уже сейчас было получено больше заявок, чем рассчитывали организаторы. Кроме того, ЦОПП планирует разработку следующих уровней, так как в нынешнем виде программа представляет собой базовую ступень. Для углубленного изучения будут добавлены модули дополненной реальности и больше времени уделено практике, так как создание виртуального мира требует тщательной проработки множества деталей.

Разработка в VR — новая компетенция, которая активно развивается на наших глазах, и ЦОПП Санкт-Петербурга проводит обучение по этой компетенции не менее активно.

Справочно

Центры опережающей профессиональной подготовки (по одному в субъекте Российской Федерации) открываются, начиная с 2019 года по поручению Президента Российской Федерации в рамках нацпроекта Образование. ЦОПП – агрегатор и оператор ресурсов региона для профессиональной ориентации, профессионального обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации всех категорий граждан по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и компетенциям, в том числе на уровне, соответствующем стандартам Ворлдскиллс.

Источник: Комитет по образованию.