Петербург принял участие в специальном проекте ММСО-2020 «Час региона»

29 апреля Санкт-Петербург принял участие в специальном проекте Московского международного салона образования «Час региона». В рамках круглого стола «Учимся дома» был представлен опыт организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий и реализации системы дистанционного управления качеством образования.

Модератором дискуссии выступил директор салона Максим Казарновский. Открывая разговор, он отметил: «Петербург – давний партнер Московского международного салона образования. В регионе привыкли на любые вызовы отвечать конкретными действиями. Не случайно северной столице организаторы ММСО предложили представить опыт, который войдёт в библиотеку региональных кейсов».

Спикерами круглого стола выступили:

  • председатель Комитета по образованию Жанна Владимировна Воробьева;
  • заместитель директора, руководитель дошкольного отделения, педагог-психолог высшей квалификационной категории Академической гимназии № 56 Елена Валерьевна Гермогенова;
  • директор Инженерно-технологической школы № 777 Вера Владимировна Князева;
  • директор Академии цифровых технологий Дмитрий Сергеевич Ковалев;
  • директор Педагогического колледжа № 1 им. Н.А. Некрасова Татьяна Александровна Голядкина.

В ходе полуторачасовой беседы спикеры рассказали об управленческих решениях, которые были приняты в Санкт-Петербурге в связи с ситуацией, вызванной коронавирусом, и их последствиях; об эффективных практиках обучения с применением дистанционных технологий; о том, какие элементы образовательного процесса могут быть перенесены в онлайн-среду, а какие — нет; об обучении практическим навыкам в онлайн-режиме; о возможности перехода дошкольного образования в онлайн; об опыте перевода учреждений дополнительного образования в онлайн.

Анализируя управленческие решения, которые пришлось принять в регионе, председатель Комитета по образованию Жанна Владимировна Воробьева прокомментировала:

«Система образования впервые за много десятилетий столкнулась со сложнейшим глобальным вызовом, ответ на который не мог быть дан каждым из нас в одиночку. Нужны были коллективные усилия и комплексные решения. В рамках «Часа регионов» мы представляем свое видение способов обновления образовательных программ и технологий, организации образовательного взаимодействия различных субъектов в условиях действующих ограничений.

Решение задачи организации обучения в этих условиях лежит, прежде всего, в области использования дистанционных образовательных технологий. У школ сегодня есть возможность выбора методов и платформ для организации обучения в дистанционном режиме. Однако организация обучения детей, работа педагогов и органов власти обозначила новые задачи, которые потребовали от нас новых решений. Это и вопросы психологического характера, связанные, прежде всего, с особенностями саморегуляции и мотивации детей к учебной работе в условиях высокой степени автономии при дистанционном обучении. Это также вопросы выбора образовательных платформ и аппаратных комплексов, обеспечения школьников компьютерной техникой и некоторые другие моменты.

Необходимо отметить, что в Санкт-Петербурге вопросы дистанционного образования находятся в «поле зрения» педагогов и руководителей на протяжении последних 10 лет. Однако, оценивая использовавшиеся практики с позиций сегодняшнего дня, следует сказать, что не все эти решения были эффективными. Они имели ограниченную ресурсную базу, носили локальный характер, в них было вовлечено незначительное число учащихся и педагогов и не все школы.

Несмотря на отмеченную локальность проводившейся ранее работы, именно этот опыт стал основой для выстраивания образовательного процесса в условиях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции».

В рамках «Часа регионов» были представлены эффективные практики, применяемые ведущими образовательными учреждениями Санкт-Петербурга. Среди них:

  • проект «Детский сад с доставкой на дом», разработанный в Академической гимназии №56 и уже получивший высокую оценку педагогов из разных регионов России. Проект включает онлайн-занятия для детей и вебинары-тренинги для родителей, консультации психологов. 3 апреля он был представлен воспитателям и заведующим детских садов из Санкт-Петербурга, Архангельской, Саратовской, Свердловской, Тульской и других областей;
  • инициативы Академии цифровых технологий Санкт-Петербурга, помогающие педагогам дополнительного образования осваивать дистанционные методы обучения и обеспечивать оперативное управление учреждением с использованием электронных платформ;
  • опыт Инженерно-технологической школы №777 по переходу на онлайн-обучение, который позволил продолжить в учреждении не только образовательный процесс, но и деятельность объединений дополнительного образования, воспитательную работу, соревновательную деятельность;
  • практики Некрасовского педагогического колледжа по организации внеаудиторного образовательного процесса, а также сопровождения образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Для решения организационных задач по обеспечению дистанционного обучения в Петербурге были предприняты и несколько нестандартных шагов. Была организована акция #неканикулы по сбору компьютерной техники от благотворителей для обеспечения школьников, в ходе которой уже передано ребятам более 9 тысяч планшетов, а также сим-карты для выхода в интернет. Также был запущен новый совместный проект Комитета по образованию и телеканала «Санкт-Петербург» #ёжикупонятно для помощи выпускникам в подготовке к итоговой аттестации, включающий цикл лекций в эфире телеканала и челлендж в социальных сетях. Были созданы ресурсы методической поддержки учителей, обеспечена информационная поддержка и консультации для родителей в формате онлайн.

Говоря о результатах, Жанна Владимировна отметила:

«Оценивая итоги первого месяца организации обучения с использованием дистанционных технологий, можно говорить о том, что в Санкт-Петербурге удалось решить первоочередные задачи. Мы получили колоссальный опыт, который потребует осмысления в дальнейшем. Пока еще сохраняется недопонимание со стороны части родителей, но для преодоления проблемы и повышения качества дистанционного обучения инициированы и реализуются новые образовательные и просветительские акции и проекты.

В рамках «Часа регионов» мы представили свое видение способов обновления образовательных программ и технологий, организации образовательного взаимодействия различных субъектов в условиях действующих ограничений. Надеемся, наша программа будет интересна и полезна для поиска решений новых образовательных задач и другим регионам Российской Федерации».

Запись трансляции «Час региона. Санкт-Петербург. Учимся дома»