Петербургские эксперты выяснили, когда школьники эффективно используют нейросети

Герценовские специалисты провели исследование, во время которого наблюдали, как школьники используют нейросети. Его результаты показали, почему одним детям удается выполнять задания с помощью искусственного интеллекта более эффективно, чем другим, и что помогает им использовать ИИ продуктивно.

Проректор по научной работе РГПУ им. А.И. Герцена Анастасия Микляева рассказала о выводах этого исследования на круглом столе «Трансформации методик преподавания учебных предметов в эпоху искусственного интеллекта», который прошел в Открытом кампусе Герценовского университета.

Проректор выступила с докладом «Психолого-педагогические технологии, связанные с интеграцией искусственного интеллекта в образовательный процесс». По ее словам, дети, которые продуктивно используют ИИ-технологии в учебе, задействуют нейросети не как генератор готовых ответов, а как усилитель интеллектуального потенциала.

«С помощью нейросетей они анализируют свои идеи и проверяют ответы, осознанно подходят к выбору инструментов, критично воспринимают ответы искусственного интеллекта и фокусируются прежде всего на развитии мышления и новых компетенций. В то же время их сверстники, использующие нейросети менее эффективно, стремятся в первую очередь к экономии времени и некритично воспринимают полученный результат», рассказала Анастасия Микляева.

В этой ситуации, отметила проректор, важна роль учителя, который должен научить детей продуктивно использовать нейросети. «Необходимо развить у них такие компетенции, как осознанное промтопостроение, критическое осмысление ответов ИИ, осознанное делегирование задач ИИ, выработка авторской позиции», – добавила она.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин отметил, что изменения, которые оказывает искусственный интеллект на систему образования, практически необратимы и будут только усиливаться. «Поэтому педагогам и исследователям столь важно понимать, как сделать применение искусственного интеллекта в образовании эффективным. Кроме того, важно обеспечить высокое качество подготовки учителей, которые смогут научить школьников взаимодействовать с новыми технологиями», – сказал он.

Герценовский университет активно развивает IT-направления. В 2024 году были добавлены две новые образовательные программы – «Интеллектуальные информационные системы» и «Информатика и ИИ в образовании».

«Сегодня технологии искусственного интеллекта все более активно интегрируются в образовательный процесс, и педагогическому сообществу очень важно понимать, как ИИ трансформирует мышление учащихся. Необходимо помнить о том, что процесс обучения эффективен тогда, когда совершается интеллектуальное усилие. Задача учителя – помочь ученику использовать новые технологии эффективно и продуктивно, чтобы они способствовали получению знаний и развитию необходимых навыков», отметил ректор РГПУ им. А.И. Герцена Сергей Тарасов.

Информация: «Педагогические вести», РГПУ им. А.И. Герцена.

Фото: отдел производства медиаконтента РГПУ им. А.И. Герцена.