Петербургские школьники приняли участие во Всероссийской программе «Большие вызовы»

Недавно 16 юных петербуржцев, большинство из которых является воспитанниками Академии талантов, вернулись из Образовательного центра «Сириус», где они участвовали во Всероссийской программе «Большие вызовы». Большие вызовы перед молодежью поставили государство и бизнес, дав возможность сделать фактические шаги в инновационных исследованиях и инжиниринговых разработках.

Что представили воспитанники Академии талантов и какие роли выполнял каждый из них в проекте? Давайте расскажем.

«Большие вызовы» – это большой шанс!

Но сначала немного информации о программе и как туда попадают талантливые ребята.

В этом году «Большие вызовы» прошли в России в девятый раз. Главная цель программы — привлечь талантливую молодежь к разработкам проектов в важных для страны сферах, стимулировать научно-исследовательский интерес школьников к высокотехнологичным отраслям экономики, поддержать инновационные идеи передовых научных центров. Программа предлагает 14 направлений, каждое из которых является важным пунктом в Стратегии научно-технологического развития России. Более 420 школьников приехали 1 июля в Образовательный центр «Сириус», чтобы три недели работать над взрослыми актуальными задачами вместе с представителями ведущих компаний и университетов страны – Росатома, Роскосмоса, МГУ, ИТМО, МФТИ, Яндекса и др.

Кто эти ребята? Участниками программы стали победители регионального этапа всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы», прошедшие дополнительный тест и собеседование с экспертами «Сириуса».

В прошедшем учебном году Академия талантов как организатор регионального трека в Санкт-Петербурге зарегистрировала 486 заявок на участие в конкурсе. Победителями регионального этапа были признаны 18 человек, а 42 школьника призерами. После дополнительных испытаний финалистами конкурса стали 24 человека, 16 из них в начале июля отправились в «Сириус».

Отметим, что ребята на протяжении конкурса получали большую методическую, консультативную и организационную поддержку Регионального центра «Академия талантов», действующего по модели «Сириуса». Высокомотивированные школьники в рамках создания своего проекта участвовали в профильных сменах Академии по подготовке к «Большим вызовам», посещали образовательные программы по естественно-научному профилю, а также консультировались с ведущими преподавателями вузов Петербурга–партнеров Академии талантов.

Марсокоптер, полигон для малых АЭС, спортивное приложение…

Прибывшие в начале июля в «Сириус» будущие ученые активно включились в работу над новыми проектами и в большинстве случаев стали их лидерами. Перечислим всех.

1.   Милена Гарбузова, 11 класс, гимназия № 426 Санкт-Петербурга имени Героя Советского Союза Г. Д. Костылева

Партнер – АО «Силовые машины»

Разработка нейронной сети для обнаружения дефектов лопастей ветроэнергетической установки

Направление «Передовые производственные технологии»

Проектный менеджер. Занималась поиском и анализом информации по проблеме, определяла потенциальных потребителей, разработала образ продукта


2.   Алексей Григорьев, 11 класс, Санкт-Петербургский губернаторский лицей физико-математического лицея № 30»

Партнер – Росатом, Физико-энергетический институт им. А. И. Лейпунского

Полигон атомных станций малой мощности

Направление «Современная энергетика»

Физик-аналитик. Осуществлял выбор инновационных реакторов, создавал системы безопасности для полигона АСММ и рассчитывал схемы пассивного теплоотвода


3.   Роман Наумов, 8 класс, Газпром школа Санкт-Петербург

Партнер – «Зарубежнефть»

Добыча лития из попутно добываемой воды

Направление «Современная энергетика»

Занимался схемотехникой, 3D-моделированием, разработкой макета и сайта

 

4.   Данила Тимофеев, 11 класс, школа № 464 Пушкинского района

Партнер – НИЦ «Курчатовский институт»

Полимерный электрод для миографии и МРТ- совместимого ЭЭГ

Направление «Природоподобные и нейротехнологии»

Лидер проекта. Занимался получением специальных гелей в лаборатории и микроскопией, а также измерял механические свойства полимерного электрода

 

5.   Константин Сыщиков, 11 класс, лицей № 369 имени Героя Российской Федерации А. Н. Жихарева Красносельского района

Партнер – МИЭМ НИУ ВШЭ, «Аскон»

Разработка блокчейн-модуля для хранения данных на малом космическом аппарате

Направление «Космические технологии»

Разработчик алгоритма для приема сигналов АИС и записи их в RAID-массив. Участник подключения системы к кубсату

 

6.   Иван Лифенко, 11 класс, гимназия № 652 Выборгского района

Партнер – Роскосмос, НПО автоматики имени академика Н.А. Семихатова

Разработка исследовательского мультикоптера с целью аэрофотосъёмки и зондирования Марса

Направление «Космические технологии»

Инженер-конструктор. Участник создания автономного аппарата с улучшенным функционалом, способного эффективно взаимодействовать с марсоходами

 

7.   София Канунникова, 10 класс, гимназия № 402 Колпинского района

Партнер – Росатом, СФТИ НИЯУ МИФИ

Арктический комплекс по добыче полезных ископаемых «УМКА»

Направление «Освоение Арктики и Мирового океана»

Соавтор концепции арктической станции. Разработчик модели подводного робота, собирающего металлы с морского дна. Автор научной статьи

 

8.    Иван Кизилов, 10 класс, Академическая гимназия № 56 имени М. Б. Пильдес

Партнер – Росатом, СФТИ НИЯУ МИФИ

Арктический комплекс по добыче полезных ископаемых «УМКА»

Направление «Освоение Арктики и Мирового океана»

Исследователь, аналитик, робототехник. Анализировал системы арктического комплекса, рассчитывал потребление электроэнергии и системы для переработки попутного нефтяного газа, проектировал этажи станции

 

9.   Ирина Семенова, 10 класс, лицей № 150 Калининского района

Партнер – МГУ, Научно-исследовательский институт ядерной физики имени Д.В.Скобельцына

Позиционно-чувствительный детектор радиации для малых спутников формата кубсат

Направление «Космические технологии»

Программист. Занималась созданием и визуализацией интерфейса для работы с данными, полученными с детектора радиации для малых спутников

 

10.   Вера Михайлова, 10 класс, Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных, Аничков лицей

Партнер – МФТИ

Математические модели для решения задач управления производством

Направление «Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение»

Разработчик математических моделей. Готовила и анализировала информацию о генерации данных

 

11.   Никита Жамков, 11 класс, школа № 619 Калининского района

Партнер – Яндекс

Спортивный комментатор на основе искусственного интеллекта

Направление «Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение»

ML-инженер, организатор работы на сервере, архитектор структуры работы программы

12.    Даниил Ковцур, 9 класс, школа № 274 с углублённым изучением иностранных языков Кировского района

Партнер – «Геоскан»

Разработка беспилотной авиационной системы инвентаризации складских помещений

Направление «Беспилотный транспорт и логистические системы»

Автор прототипа, изготовитель изделий для проекта

 

13.   Александр Вохминцев, 10 класс, школа № 509 Красносельского района

Партнер – «Геоскан»

Разработка беспилотной авиационной системы инвентаризации складских помещений

Направление «Беспилотный транспорт и логистические системы»

Главный программист, разработчик нейронных сетей, докладчик

 

14.    Елизавета Выхристюк, 11 класс, школа № 600 Приморского района

Партнер – Университет ИТМО

Автоматизированная модификация графен-оксидных и металл-углеродных наноструктур для создания программируемых полимерных функциональных композитов

Аналитик, работа на AFM (изучение наночастиц), создатель ионселективных сенсоров

 

15.    Даниил Кононов, 9 класс, школа № 47 с углубленным изучением отдельных предметов им. Д. С. Лихачева Петроградского района

Партнер – АО ЦКБ «Айсберг»

Рыбопромысловый комплекс с ядерной энергетической установкой для обеспечения добычи и переработки глубоководных рыб

Направление «Современная энергетика»

Проектировщик и создатель частей макета, 3D-моделирование, соавтор презентации проекта

 

16.    Петр Ситников, 10 класс, лицей «Физико-техническая школа» имени Ж. И. Алфёрова

Партнер – Университет «Сириус»

Создание экологического атласа водосбора реки Мзымта

Направление «Экология и изучение изменений климата»

Разработчик, исследователь, аналитик

 

Все только начинается

Все проекты были представлены 24 июля в «Сириусе» на грандиозном фестивале. Организаторы подчеркнули, что многие из них невозможно завершить за три недели. Поэтому под руководством ученых и специалистов ребята продолжат работать над совершенствованием прототипов устройств и исследований. Ведь один из главных принципов программы – от идеи к реализации! Самых перспективных школьников пригласят на стажировки, а потом и на работу в компании-партнеры «Сириуса».

Уверены, что среди лучших будут и талантливые дети из Санкт-Петербурга.

«Большие вызовы» этого года принесли ощутимый качественный и количественный результат: за 24 дня программы ребята вместе с наставниками собрали материал как минимум на две научные публикации и несколько патентов. Все изобретения имеют реальное практическое значение для наших производств, медицины, промышленного дизайна, логистики, развития транспорта и сельского хозяйства, охраны окружающей среды». – цитирует «Сириус.Журнал» Елену Шмелеву, председателя Совета федеральной территории «Сириус», руководителя Фонда «Талант и успех».

Информация и фото: Академия талантов