Новости
Петербургские школы используют цифровые технологии для обучения и мотивации детей с ОВЗ
По данным Минпросвещения в России около 1 миллиона детей с ограниченными возможностями здоровья получают школьное образование. 3 декабря отмечается Международный день инвалидов. В преддверии этой даты школы Санкт-Петербурга поделились тем, как они поддерживают инклюзивное образование с помощью иммерсивных технологий.
В Школе №4 Василеостровского района на протяжении нескольких лет применяются VR-тренажеры для социальной адаптации учеников с ограниченными возможностями здоровья. На них ребята тренируют навыки похода в магазин, поликлинику, банк и МФЦ. Тренажеры используются как дополнение к предмету «Основы социальной жизни».
По словам Екатерины Кочнёвой (заместитель директора по воспитательной работе с 2019 по 2024 гг.), занятия с VR-тренажером позволяют обеспечить смену деятельности и повысить учебную мотивацию. Погружение в виртуальное пространство общественных мест помогает детям адаптироваться к реальной жизни, развивает к них уверенность в собственных силах и необходимые навыки для самостоятельной жизни.
В школах №28 и №561 Калининского района уже третий год работает кружок по 3D/VR/AR-разработке, где ребята с 1 по 9 класс обучаются созданию иммерсивных приложений. Для школьников младших классов предусмотрены более простые задания с использованием дополненной реальности, а старшеклассники пробуют себя в роли VR-разработчиков.
«Наш главный успех в том, что в кружок каждый год приходят новые дети, которые увлеченно занимаются и создают проекты. Благодаря этому они становятся более уверенными в себе. На фоне частых неудач в учебе занятия окрыляют их и позволяют чувствовать себя нужными и востребованными», — поделилась Юлия Льянова, учитель математики, педагог дополнительного образования по 3D/VR/AR-разработке в школах №28 и №561.
Дополнительные занятия по разработке виртуальных миров создают большую мотивацию для хорошей успеваемости по основным предметам: чтобы стать участником кружка, нужно хорошо учиться.
«Если на ребенка жалуются учителя, я не беру его в кружок. Поэтому ему приходится стараться на всех предметах. Учителя замечают, что математика становится лучше у тех старшеклассников, кто занимается третий год. Потому что логика построения в Varwin помогает понять логику в математике. А осознание пространства для 3D-приложения делает понятнее геометрию», — рассказывает Юлия Льянова.
Помимо занятий ребята проявляют интерес к участию в хакатонах и конкурсах. Вместе с наставниками они готовят проекты и реализовывают свои творческие идеи – образовательные приложения, 3D/VR-экскурсии или игры. Соревнования развивают креативное мышление и навыки работы в команде, что особенно важно для социальной адаптации детей с ОВЗ.
В этом году Андрей Быстрых, один из учеников школы №561 Калининского района, стал чемпионом регионального соревнования профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» в компетенции «Разработка виртуальной и дополненной реальности».
В 2023 году команда из школы №28 Калининского района заняла третье место в хакатоне «Петербургские профессии», разработав VR-экскурсию по памятникам профессий Санкт-Петербурга на платформе Varwin.
Многих волнует вопрос безопасности использования VR-технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагоги подчеркивают, что важно учитывать индивидуальные особенности здоровья каждого ребенка и правильно распределять нагрузку.
«Это правда, что VR подходит не всем детям с ОВЗ. Но детям, которым не рекомендуется использовать данную визуальную стимуляцию, всегда можно организовать другую деятельность. Например, VR-очки заменяются работой с клавиатурой и экраном, то есть 3D-режимом», — рассказала Екатерина Кочнёва.
Справочно
Varwin Education – российское ПО для создания и управления 3D/VR/AR-мирами, развивающее у школьников, студентов и педагогов навыки программирования и алгоритмизации.
Хакатон — командное IT-соревнование, где участники разрабатывают прототип продукта или проект за ограниченное время.
Информация и фото: Varwin Education.