Новости



Петербургские выпускники стали чаще выбирать предметы естественно-научного цикла
В Петербурге подводят предварительные итоги учебного года. Эксперты сферы образования отмечают, что выпускники школ все чаще выбирают специальности естественно-научного цикла и информатику. Подтверждением тому служат статистика экзаменационной кампании, активное участие школьников во всероссийском и международном олимпиадном движении, востребованность кружков инженерного, цифрового и технического направлений.
Так, из общей численности выпускников 11-х классов, которые выбрали сдавать математику, 61% остановили выбор на профильной математике. «В среднем по России выпускников, которые выбирают профильную математику, составляет менее 50%. Наши ребята всё больше выбирают предметы естественнонаучного цикла», – комментирует председатель Комитета по образованию Наталия Путиловская.
В 2025 году в лидерах среди предметов по выбору – биология, информатика и физика. По сравнению с прошлым годом больше выпускников отдали предпочтение химии. Впервые петербургские выпускники получили рекордное количество стобалльных результатов на ЕГЭ по этому предмету – 139. Только в лицее № 214 Центрального района Санкт-Петербурга за экзамен по химии сразу 20 ребят набрали максимальный балл.
При этом средний балл за экзамены почти по всем предметам школьной программы у петербургских выпускников оказался выше общероссийского.
«Интерес учащихся к естественным направлениям науки вызван не только запросами сегодняшнего дня, но и возможностью ранней профилизации, что обеспечивается созданием в общеобразовательных учреждениях научно-исследовательских лабораторий различных уровней. У современного учащегося есть возможность попробовать себя в различных областях научно-проектных исследований. Это позволяет утвердиться в выборе профессии и обрести уверенность в своих силах. Политика, проводимая правительством Санкт-Петербурга, позволила большому количеству учащихся города окунуться в мир науки и получить удостоверение о первой профессии, участвовать в научно-исследовательской работе. Многие ребята добились значительных результатов: они выступили соавторами статей в журналах ВАК, патентов», – рассказала директор лицея № 280 им. М.Ю. Лермонтова Марина Топунова.
Особое внимание – точным наукам. Сегодня в Петербурге создано много возможностей для инженерного образования детей, поддержки их интереса к точным и естественным наукам. 600 школ уже оснащены современными лабораториями, а это значит, что более 85% школьников имеют возможность осваивать предметы, используя современные средства обучения.
В 2024 году начали работу три детских технопарка «Кванториум». Благодаря нацпроекту «Образование» открыт Центр цифрового образования детей «IT-куб» и 10 центров «ИнфинITи». Ещё 140 образовательных организаций получили современное оборудование для внедрения цифровой образовательной среды. Всего в рамках нацпроекта в 2019–2024 годах созданы 7 детских технопарков «Кванториум», 6 центров «IT-куб», 33 центра «ИнфинITи». Материально-техническая база для внедрения цифровой образовательной среды обновлена в 852 учреждениях общего и среднего профессионального образования.
В Петербурге открылись центры математического образования в 5 районах города. В ближайших планах – открыть такие центры в каждом районе. Занятия в них проводятся по программам Президентского физико-математического лицея № 239 — лучшего математического учебного заведения России.
По проекту «Все возможности – детям» в 2025 году 244 образовательные организации Санкт-Петербурга – 172 школы и 72 детских сада – будут оснащены современным оборудованием для реализации первой в стране комплексной программы раннего естественно-научного образования.
Кроме того, все школы сегодня строятся по петербургскому стандарту, они оснащены современными лабораториями, предметными кабинетами и новейшим оборудованием.
«Учащиеся все больше выбирают естественно-научные направления благодаря профориентационной работе, а также за счет оснащения нашей школы оборудованием, способствующей развитию инженерных компетенций у ребят. Все это формирует у учащихся интерес к математике, технике, научно-техническому труду, приобщает их к современным технологиям и производству», – рассказывает учитель математики Инженерно-технологической школы № 777 Ирина Девятерикова.
По ее мнению, подкрепляется это большим количеством конкурсов, инженерно-технологических олимпиад, различными проектами, где ребята становятся победителями и призерами. Формируют интерес и другие форматы работы: встречи с представителями различных отраслей экономики, дни университетов, дополнительные образовательные программы. Это позволяет учащимся глубоко узнать разные профессии, создает условия для осознанного профессионального выбора.
Разделяет эту точку зрения и директор Санкт-Петербургского губернаторского физико-математического лицея № 30 Алексей Третьяков: «Мне очень нравится, что в последнее время все больше наших выпускников выбирают как направление дальнейшего обучения математику, физику и информатику. Хотят быть учёными, IT-специалистами, инженерами. Это очень востребованные специальности, с которыми благодаря наличию оборудования и большой профориентационной работе, ребята имеют возможность познакомиться и попробовать себя уже в школе».
Спрос на специалистов инженерных профессий стабильно высок. Как отмечают сами педагоги, в последнее время существенно возросли требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров. Работодатели отмечают важность профессиональной ориентации молодежи и активно участвуют в профориентационных мероприятиях вместе со школами.
Одаренные и способные ребята все чаще заявляют о себе и в олимпиадном движении. В 2024 году 213 петербургских учеников стали победителями и призерами всероссийской олимпиады школьников, на международных состязаниях петербуржцы завоевали 14 медалей разного достоинства.
Меры по популяризации и поддержке естественнонаучного образования среди молодежи Петербурга направлены на реализацию поручения президента России Владимира Путина по укреплению технологического суверенитета страны. Педагоги, представители промышленного сектора и бизнеса уверены, что молодые кадры приносят свежие идеи и подходы к решению старых проблем. Студенты и молодые специалисты в области науки и техники активно участвуют в научных исследованиях и разработках, что способствует появлению новых технологий и улучшению существующих. Поддержка их инициатив создает позитивный имидж страны и привлекает дополнительные инвестиции.
Информация и фото: пресс-служба Комитета по образованию; пресс-служба губернатора Санкт-Петербурга.