Подведены итоги конкурса лучших практик патриотического воспитания в начальной школе

В РГПУ им. А.И. Герцена подведены итоги Всероссийского конкурса «Лучшие практики воспитания гражданина России в начальной школе». Число участников конкурса за год значительно выросло: если в прошлом году на него было подано около 70 заявок, то в этот раз их количество превысило 280.

Конкурс проводился по 4 номинациям:

  • «Лучшие практики воспитания гражданина и патриота от дошкольника до выпускника вуза»;

  • «Лучшие практики развития гражданской позиции коллектива учителей начальной школы»;

  • «Лучшие практики взаимодействия в воспитательной работе с родителями младших школьников»;

  • «Лучшие практики партнерства в достижении воспитательных результатов в начальной школе».

Итоги конкурса подвели в рамках закрытия Всероссийского форума базовых образовательных организаций и региональных представителей по реализации федеральной программы «Орлята России», который проводился в Герценовском университете при поддержке Министерства просвещения РФ совместно с Всероссийским детским центром «Орленок» и ФГБУ «Росдетцентр».

«В программе работают неравнодушные люди, которые стараются понять и себя, и ребенка, и студента. В ней по-настоящему создается будущее России, она становится базой для наших детей. Такие встречи – важная обратная связь, где вы делитесь с нами и друг с другом своим опытом, мыслями, практиками», – подчеркнул советник директора ФГБУ «Росдетцентр» Антон Пустовалов.

Главной темой обсуждения на форуме стали результаты первого мониторинга социальной активности младших школьников – участников программы «Орлята России». Исследование охватило все регионы страны и станет основой для создания «Портрета Орленка» – описательной характеристики современного младшего школьника, активно включенного в социальную жизнь и разделяющего ценности программы.

Проректор РГПУ им. А.И. Герцена по воспитательной деятельности и молодежной политике Роман Соколов отметил: «География нашего форума впечатляет: для решения таких глобальных задач нам удалось собрать 42 представителя вузов из 25 регионов, 26 кураторов программы из 16 регионов, 58 представителей общеобразовательных учреждений России из 36 регионов. Один из ярких примеров нашей совместной работы – это успешно проведенный мониторинг эффектов реализации программы „Орлята России“. При вашей неоценимой помощи и активной поддержке в нем приняло участие колоссальное количество человек – более 220 тысяч. Это не просто цифра, это свидетельство масштаба и эффективности нашей общей деятельности, доказательство того, что наши усилия приносят реальные плоды».

Мониторинг разработан профессиональным сообществом весной 2025 года в рамках Всероссийского методического семинара-совещания по реализации программы «Орлята России», также проходившего в Герценовском университете. Впервые в исследовании участвовало несколько целевых групп проекта: сами «Орлята», их родители, преподаватели, наставники и представители администрации образовательных организаций. Такой комплексный подход позволил увидеть программу глазами всех участников воспитательного процесса.

Программа финального дня форума включила в себя презентацию студенческого педагогического отряда «Крылья РГПУ», работу в экспертных группах и формирование итоговой резолюции. Обсуждения в группах были посвящены экспертизе продуктов программы «Орлята России», концепции работы педагогического отряда развития программы «Орлята России», информационно-просветительским материалам. Итогом стал целый ряд конкретных предложений, например, разработка макета общего дневника «Орленка».

Герценовский университет назначен базовым вузом по реализации программы «Орлята России» при Министерстве просвещения РФ с 2023 года. Центральной задачей является методическая поддержка программы, в зоне ответственности – регионы Северо-Западного федерального округа. Деятельность базовых вузов в программе призвана реализовывать научно-исследовательскую работу по тематике программы, организовывать профессиональную практику студентов и научно-практические конференции с изданием по их итогам методических материалов и электронных сборников.

Информация: «Педагогические вести», РГПУ имени А.И. Герцена.

Фото: управление по связям с общественностью РГПУ им. А.И. Герцена.