Преподаватели зарубежья прошли повышение квалификации в Санкт-Петербурге

В последнюю неделю февраля Комитет по внешним связям Санкт Петербурга при содействии Россотрудничества реализовал программу для соотечественников, проживающих за рубежом – курсы повышения квалификации для преподавателей русского языка в начальной школе. Образовательная программа была подготовлена сотрудниками одного из ведущих профильных заведений Российской Федерации – Санкт Петербургской академией постдипломного педагогического образования.

Программа направлена на поддержку интереса к изучению русского языка и русской культуры, распространение знаний о русском языке среди зарубежных соотечественников и укрепление связей с их исторической родиной. Участниками программы стали 35 учителей русского языка и литературы из восьми стран - Абхазии, Армении, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана. Преподаватели работают в различных типах образовательных учреждений и учат русскому языку детей младших классов.

«Русский язык востребован чрезвычайно. Комитетом по внешним связям Санкт-Петербурга создана специальная программа по продвижению русского языка за рубежом. Петербург считается самым прогрессивным центром в России по изучению русского языка и подготовке (повышению квалификации) педагогов русского языка и литературы. У нас есть ежегодная Летняя Школа, куда приезжают около 100 делегатов из зарубежья, и Зимняя школа – в этом году это 35 учителей из 8 стран. Осенью 2023 года в Казахстане на базе местных школ в нескольких городах страны пройдут семинары по русскому языку. За рубежом создаются русские школы, которые работают по программе Министерства просвещения России, мы помогаем педагогам учебниками и учебно-методической литературой», – представил направления работы с соотечественниками член Правительства Санкт-Петербурга, председатель Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Евгений Григорьев.

Программа «Преподавание русского языка и русской литературы для детей младших классов» разработана специально для зарубежных преподавателей. Учителя из разных стран сталкиваются с одинаковыми сложностями – изучение русской фонетики и интонации в иноязычной среде, обучение устной речи, типичные ошибки в устной и письменной речи. Работа с литературным текстом и развитие системы чтения, освоение лексического богатства русского языка – на это была направлена образовательная программа.

Юсупова Сайера Мумиджон из Узбекистана переживает о том, что все меньше остается русскоговорящего населения, дети плохо знакомы с русским языком: «В нашем городе Ангрен русский язык преподаётся как иностранный. Нам необходимы знания в разговорной речи, не хватает общения на русском языке. Я благодарна этой программе и преподавателям за то, что научили меня смотреть на сложные вопросы с другой стороны. Для хорошего урока нужно давать информацию просто. На занятиях по развитию лексики мы разбирали практические методы работы с детьми, какие ошибки совершают учащиеся, на что обратить внимание».

В Петербурге собрана огромная педагогическая и методическая база по обучению младших школьников. Преподавателями Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования обобщается уникальный опыт в области обучения детей-билингвов, детей-инофонов. Эти слова подтвердил исполняющий обязанности Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Андрей Богданцев: «Специалистами академии накоплен многолетний опыт преподавания русского языка как родного для детей-билингвов. Наша научно-педагогическая школа является авторитетной в России. 2023 год объявлен Годом русского языка в странах СНГ и Годом педагога и наставника в России. Я убежден, что русский язык является главным инструментом учителя, глубокое знание языка поможет передать ценности и культуру от поколения поколению. Я благодарен вам, что вы большое внимание уделяете не только своему родному языку, но и объединяющему все наши страны русскому языку».

Большая половина делегации оказалась в Санкт-Петербурге впервые. Сбылась их давняя мечта – побывать в культурной столице России. В первый вечер они отправились на обзорную экскурсию по городу и посетили места, связанные с жизнью детских писателей. Атмосферным местом для участников стал Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Другое знаковые место программы – Институт русской культуры или Пушкинский Дом, где делегатов лично приветствовал доктор филологических наук и директор Пушкинского Дома Валентин Головин. Возможность прикоснуться к рукописям великих писателей, увидеть автографы А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого – то, что впечатлило участников программы больше всего. Все это говорит о том, как бережно относятся в Санкт-Петербурге к русской классике и русской истории.

«За время обучения каждый день мы чувствовали стремление лекторов и специалистов культурных заведений обогатить нас, передать свои знания. Каждый так проникновенно делился с нами информацией о своей сфере! В свои школы мы увезем не только методические наработки, но то вдохновение, тот восторг, который испытали здесь от соприкосновения с великой русской историей и русской культурой. Нас, наши страны объединяет общая история и великий русский язык», - так характеризовала программу Братчук Зухра из Республики Беларусь.

Закрытие программы состоялось 26 февраля в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. В торжественной обстановке участникам были вручены удостоверения о повышении квалификации.

Информация и фото: СПб АППО