Роль общества в развитии и управлении образованием обсудили в рамках «ПМЭФ ЮНИОР»

Насколько практика общественного управления образовательной сферой распространена сегодня в Российской Федерации? Какую роль играют общественные советы при федеральных, региональных и местных органах власти? Как наблюдательные, попечительские и управляющие советы влияют на развитие образовательных учреждений и повышение качества образования? Какие российские и зарубежные практики уже доказали свою эффективность и могут широко транслироваться в российских реалиях? Могут ли учащиеся влиять на распределение бюджета школы? Эти и другие вопросы обсуждали участники панельной дискуссии «Роль общества в развитии и управлении образованием», которая прошла 2 июня в рамках «ПМЭФ Юниор» на Петербургском экономическом форуме.

Вопросы из зала, от школьников, были совсем не детские: как запустить стартап, где получить технологические компетенции, как договориться с администрацией образовательного учреждения и многие другие.

В частности, вице-губернатора Санкт-Петербурга Ирину Потехину спросили «для чего она ведет диалог в соцсети „ВКонтакте“?».

«У меня до недавнего времени не было аккаунта. Но прошлый год был необыкновенный, и появилась необходимость выходить в открытое поле для того, чтобы советоваться – с родителями, педагогами, учащимися. Дистант нанес душевную травму в прошлом году всем. Многие страны закрыли образование совсем, а мы учились – криво, косо, но учились. Начался новый учебный год. Мы немного выдохнули, и вот вторая волна. Мы вернулись в старую историю. И я 5 октября завела такую страничку. Я бы сказала «припекло». Надо было принимать решения. Какие – никто не знал. А тогда я каждое утро видела цифры по заболевшим: 500 детей, 50 педагогов... И эти цифры каждый день росли. И я решилась на беспрецедентный шаг – задать вопрос на страничке в соцсети: как нам быть, какой выбрать вариант: уйти совсем, отправить только старшеклассников на дистант, сделать ли цикличную систему? Я получила 600 тысяч просмотров от 600 тысяч неравнодушных людей», - ответила Ирина Петровна.

Общение вице-губернатора с целевой аудиторией в социальной сети позволило в непростой ситуации принять многие решения.

«Например, мы договорились прибавить к каникулам два дня, и у нас были полноценные каникулы. Мы приняли это решение вместе. Учителя попросили уйти на эти две недели на дистант. Но оказалось, что информационные системы не работают. Их пришлось быстро исправить, чтобы у преподавателей был доступ к электронным журналам и другим информационным ресурсам. Каникулы кончились, а болезнь нет. На пике было 4500 заболевших детей, 2000 педагогов. На оперштабе каждое утро просили дистант. 74% проголосовавших были против. У всех родителей упали доходы. Это один из главных аргументов, чтобы не уходить на дистант. 26% голосовали за уход, а это более 100 тысяч человек. Это не шутки, когда так менялась смертность. Мы приняли 2 управленческих решения. Мы разрешили каждой школе самостоятельно принимать решение уходить на дистант или нет. И мы дали право каждой семье уйти на домашнее обучение, не уходя из школы. И мы пришли к смешанному формату для этих детей. Это тот самый случай, когда все эти решения принимались вместе с вами, вашими родителями. Это начало того самого диалога с образованием», - сказала вице-губернатор, обращаясь к школьникам.

На вопрос о том, где школьникам взять средства на реализацию собственных идей, вице-губернатор ответила:

«Давайте возьмем семью. Есть родители, которые зарабатывают, и остальные – кто тратит. „ Я хочу мерседес“, а денег нет. Есть два варианта: либо больше зарабатывать, либо перераспределить бюджет. В городе также. Нам нужно построить 95 школ. Количество школьников увеличилось за прошлый год на 20 тысяч человек, и для них нужно построить 20 школ. Также живет школа, которая смотрит, как ей тратить ей бюджет. 80 % – это зарплата, плюс коммунальные и прочие расходы. На „хотелки“ остается немного. Это возможность учиться управлять финансами, учиться зарабатывать. Только у десятка школ города есть возможность зарабатывать. Это сложная комплексная история…».

В этой связи Ирина Петровна упомянула про городской конкурс «Мой бюджет»: «Любая школа с хорошим проектом может выиграть этот конкурс и получить 3 миллиона рублей на реализацию проекта. Я недавно была в школе, которая закупила очень классное медицинское оборудования на эти 3 миллиона рублей».

Много вопросов прозвучало от школьников на тему предпринимательства, стартапов и развития технологических компетенций. Ребятам из Кружкового движения НТИ Ирина Петровна предложила вступить в рабочую группу по цифровизации образования Санкт-Петербурга. А на вопрос, где можно научиться предпринимательству, ответила:

«За предпринимательством не в университет ходят. В университете вы будете получать фундаментальное образование. Сегодня есть масса акселераторов, где можно приобрести навыки, создается множество институтов, формальных субстанций. В Петербурге появился проект „Профстарт“, где даже уроки мы будем проводить не в школах, для этого мы собираем портфолио инновационных компаний. Сегодня изменения на рынке труда и, как следствие, на рынке образования колоссальные, и кадры надо готовить по-разному. А система очень медленная, и менять ее страшно тяжело. Где, например, взять необыкновенных педагогов- волшебников в количестве 100 тысяч для Санкт-Петербурга?.. Мы будем с вами меняться, но это не произойдет за один день».

Справочно

Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) – одно из самых масштабных мероприятий в России, которое традиционно собирает на своих площадках известных экспертов со всей страны и за ее пределами, объединяя представителей бизнеса и государства.

Форум, в котором принимают участие дети и подростки – «ПМЭФ Юниор» – проходит в рамках мероприятия впервые. В период со 2 по 5 июня для ребят выступят представители крупнейших российских компаний и государственных ведомств, предприниматели и международные специалисты. Спикеры поделятся с ребятами опытом и обсудят серьезные темы: инвестиции и будущее экономики, развитие предпринимательства и школьное образование, а еще – микроблогинг, создание собственных проектов и современные технологии.

Модератором панельной дискуссии «Роль общества в развитии и управлении образованием» выступила Наталья Кравченко, председатель комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Общественной палаты Российской Федерации.

Участие в обсуждении приняли заместитель генерального директора по управлению персоналом, АО «ОХК „УРАЛХИМ“» Александра Гладкова, секретарь Общественной палаты РФ, председатель совета ФГБУ «Исследовательский центр частного права при Президенте Российской Федерации» Лидия Михеева; президент Рыбаков Фонда Екатерина Рыбакова, губернатор Камчатского края Владимир Солодов; научный руководитель института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Исак Фрумин.

Запись трансляции панельной дискуссии

Фото: Егор Алеев/ТАСС; zaks.ru.