Новости


Руководители школ продолжают осваивать модули программы «Директор на высоте»
Центр знаний «Машук» провел в Москве третий модуль образовательной программы «Директор на высоте», главная цель которой – подготовка «гибких» стратегов, лидеров положительных изменений, умеющих интегрировать передовые технологии в образовательный процесс.
Проект реализуется совместно с Министерством просвещения РФ. По итогам конкурсного отбора его участниками стали более 100 руководителей школ из 74 регионов России, в их числе – директор школы №16 Василеостровского района Санкт-Петербурга Мария Терновская. В рамках программы они повышают квалификацию, осваивая важные управленческие навыки, современные инструменты и методики работы с детьми и молодежью.
Авторская программа «Директор на высоте» стала частью работы Центра знаний «Машук» с кадровым резервом для разных уровней системы образования. Ее ключевая задача – системное обучение, развитие и сплочение директорского корпуса России.
В ходе третьего модуля программы руководители образовательных организаций сфокусировались на способах выстраивания эффективной работы с педагогическим коллективом и повысили свою «цифровую» грамотность.
«Мы уверены, что современный директор должен быть архитектором образовательной среды, стратегом, лидером и наставником, ведущим за собой коллектив. Третий модуль нашей авторской программы был выстроен на основе запросов, которые директора школ сформулировали после второго этапа программы», – отметил генеральный директор Центра знаний «Машук», заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Антон Сериков.
Заместитель министра просвещения РФ Ольга Колударова в ходе выступления отметила, что к началу нового учебного года ведомство сформировало в помощь директорам школ целый ряд инструментов для решения актуальных управленческих задач. В частности, в силу вступил приказ Минпросвещения № 704, обеспечивающий формирование системы единого образовательного пространства, которое регламентирует нагрузку на школьников, контрольные работы, синхронизацию с проверочными работами.
«Важнейший блок внимания директора – это кадровое обеспечение школы. Укомплектованность школ учителями – залог высоких результатов детей. Благодаря внесенным изменениям в Закон об образовании сегодня возможность работать учителем в школе после третьего курса вуза имеют не только студенты педагогических вузов. Также студенты, обучающиеся по другим направлениям, и успешно прошедшие аттестацию по дисциплинам (модулям) в области педагогической деятельности, допускаются к работе по соответствующим учебным предметам. Для образовательных организаций это уникальная возможность привлекать в школы молодые кадры», – сказала Ольга Колударова.
Она уточнила, что в российских школах снижена бюрократическая нагрузка на учителей путем утверждения перечня документов, которые должен вести педагог. Для создания комфортного психологического климата и оперативного решения спорных ситуаций в образовательных учреждениях создан Совет по защите профессиональной чести и достоинства педагогов под руководством Минпросвещения РФ и Общероссийского профсоюза образования.
Один из ключевых блоков программы был посвящен вопросам мотивации педагогического состава. Эксперт РАНХиГС, бизнес-тренер Юлия Максимкина познакомила управленцев с моделью пяти ключевых мотивов сотрудников: достижения, вознаграждения, процессного, социального и идейного. Она пояснила, что одна из главных ошибок руководителя – пытаться мотивировать всех одинаково, например, так, как срабатывает с ним самим. Задача современного директора – быть «мотивационным диагностом» и находить индивидуальный ключ к каждому члену команды. Именно это позволяет раскрыть потенциал сотрудников и предотвратить их профессиональное выгорание. По итогам тренинга управленцы собрали готовые к внедрению «мотивационные конструкторы» – шпаргалки с конкретными фразами, поручениями и мероприятиями для каждого типа мотивации.
Главная особенность программы повышения квалификации «Директор на высоте» – практикоориентированный подход к обучению. Чтобы закрепить полученные навыки, директора школ разделились на группы и отправились в гимназию им. Е.М. Примакова и Школу-пансион «Летово». Руководители ведущих образовательных организаций страны поделились друг с другом секретами успеха, лучшими практиками и методиками, которые могут быть тиражированы в другие образовательные учреждения.
Сегодня система образования заметно трансформируется под влиянием современных технологий. В ходе третьего модуля программы участники осваивали навыки интеграции и цифровых инструментов в учебный процесс, обсуждали вопросы безопасности, защиты данных и этичного использования искусственного интеллекта. Исполняющий обязанности директора Института передачи информации А.А. Харкевича РАН Максим Федоров рассказал директорам школ о возможностях и рисках, связанных с применением ИИ в образовании.
«В ходе стратегических сессий, лекций и тренингов участники обсудили ключевые вопросы современного образования – от мотивации и управления коллективом до юридических и психологических аспектов деятельности руководителя. По итогам модуля управленцы в составе групп разработали показатели эффективности директора школы и обозначили темы для внедрения изменений в своих образовательных организациях. В дальнейшем их идеи пройдут экспертную оценку представителей профильного министерства. Уверен, последний модуль нашей программы, который пройдет уже в ноябре, станет финальной точкой сборки главных навыков и компетенций руководителей образовательных учреждений», – отметил Антон Сериков.
Руководители школ во время третьего модуля познакомились с возможностями образовательной онлайн-платформы «Цифровой Машук». Сегодня на платформе зарегистрировано уже более 20 тысяч педагогов со всей России. Слушателям доступны четыре онлайн-курса – это «Введение в специальность», «Инструменты наставника», «Патриотизм: воспитание в цифровую эпоху» и «Педагогический марафон: погружение в профессию». Кроме того, команда «Машука» проведет для педагогических сотрудников образовательных организаций онлайн-трансляцию флагманской программы «Осенний ПедСовет», которая стартует 27 ноября в Центре знаний.
В последний день программы участники посетили музей «Атом» на ВДНХ, где познакомились с достижениями отечественной атомной отрасли, которая в этом году отметила 80-летний юбилей.
Справочно
Центр знаний «Машук» – всероссийский центр подготовки просветительских и управленческих кадров в области образования, молодежной политики и воспитательной работы, расположенный в Пятигорске, у подножия горы «Машук». Центр знаний был открыт в августе 2022 года и стал одним из первых трех круглогодичных молодежных образовательных центров наряду с Мастерской управления «Сенеж» платформы «Россия – страна возможностей» (Подмосковье) и Академией творческих индустрий «Меганом» – проектом «Таврида.АРТ» (Крым).
Целевая аудитория «Машука» – учителя, преподаватели, наставники, специалисты по патриотическому воспитанию, советники по воспитательной работе и руководители образовательных организаций, которые выступают главными трансляторами знаний, навыков и традиционных ценностей, популяризирующихся в нашей стране.
«Учим тех, кто учит» и «Знания на высоте» – два главных девиза Центра знаний «Машук» – совместного образовательного проекта Российского общества «Знание» и Росмолодёжи, который 20 августа 2025 года отметил свое трехлетие.
Информация и фото: пресс-служба Центра знаний «Машук».