Руководители школ продолжают осваивать модули программы «Директор на высоте»

Центр знаний «Машук» провел в Москве третий модуль образовательной программы «Директор на высоте», главная цель которой – подготовка «гибких» стратегов, лидеров положительных изменений, умеющих интегрировать передовые технологии в образовательный процесс.

Проект реализуется совместно с Министерством просвещения РФ. По итогам конкурсного отбора его участниками стали более 100 руководителей школ из 74 регионов России, в их числе – директор школы №16 Василеостровского района Санкт-Петербурга Мария Терновская. В рамках программы они повышают квалификацию, осваивая важные управленческие навыки, современные инструменты и методики работы с детьми и молодежью.

Авторская программа «Директор на высоте» стала частью работы Центра знаний «Машук» с кадровым резервом для разных уровней системы образования. Ее ключевая задача – системное обучение, развитие и сплочение директорского корпуса России.

В ходе третьего модуля программы руководители образовательных организаций сфокусировались на способах выстраивания эффективной работы с педагогическим коллективом и повысили свою «цифровую» грамотность.

 «Мы уверены, что современный директор должен быть архитектором образовательной среды, стратегом, лидером и наставником, ведущим за собой коллектив. Третий модуль нашей авторской программы был выстроен на основе запросов, которые директора школ сформулировали после второго этапа программы», отметил генеральный директор Центра знаний «Машук», заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Антон Сериков.

Заместитель министра просвещения РФ Ольга Колударова в ходе выступления отметила, что к началу нового учебного года ведомство сформировало в помощь директорам школ целый ряд инструментов для решения актуальных управленческих задач. В частности, в силу вступил приказ Минпросвещения № 704, обеспечивающий формирование системы единого образовательного пространства, которое регламентирует нагрузку на школьников, контрольные работы, синхронизацию с проверочными работами.

«Важнейший блок внимания директора – это кадровое обеспечение школы. Укомплектованность школ учителями – залог высоких результатов детей. Благодаря внесенным изменениям в Закон об образовании сегодня возможность работать учителем в школе после третьего курса вуза имеют не только студенты педагогических вузов. Также студенты, обучающиеся по другим направлениям, и успешно прошедшие аттестацию по дисциплинам (модулям) в области педагогической деятельности, допускаются к работе по соответствующим учебным предметам. Для образовательных организаций это уникальная возможность привлекать в школы молодые кадры»,сказала Ольга Колударова.

Она уточнила, что в российских школах снижена бюрократическая нагрузка на учителей путем утверждения перечня документов, которые должен вести педагог. Для создания комфортного психологического климата и оперативного решения спорных ситуаций в образовательных учреждениях создан Совет по защите профессиональной чести и достоинства педагогов под руководством Минпросвещения РФ и Общероссийского профсоюза образования.

Один из ключевых блоков программы был посвящен вопросам мотивации педагогического состава. Эксперт РАНХиГС, бизнес-тренер Юлия Максимкина познакомила управленцев с моделью пяти ключевых мотивов сотрудников: достижения, вознаграждения, процессного, социального и идейного. Она пояснила, что одна из главных ошибок руководителя – пытаться мотивировать всех одинаково, например, так, как срабатывает с ним самим. Задача современного директора – быть «мотивационным диагностом» и находить индивидуальный ключ к каждому члену команды. Именно это позволяет раскрыть потенциал сотрудников и предотвратить их профессиональное выгорание. По итогам тренинга управленцы собрали готовые к внедрению «мотивационные конструкторы» – шпаргалки с конкретными фразами, поручениями и мероприятиями для каждого типа мотивации.

Главная особенность программы повышения квалификации «Директор на высоте» – практикоориентированный подход к обучению. Чтобы закрепить полученные навыки, директора школ разделились на группы и отправились в гимназию им. Е.М. Примакова и Школу-пансион «Летово». Руководители ведущих образовательных организаций страны поделились друг с другом секретами успеха, лучшими практиками и методиками, которые могут быть тиражированы в другие образовательные учреждения.

Сегодня система образования заметно трансформируется под влиянием современных технологий. В ходе третьего модуля программы участники осваивали навыки интеграции и цифровых инструментов в учебный процесс, обсуждали вопросы безопасности, защиты данных и этичного использования искусственного интеллекта. Исполняющий обязанности директора Института передачи информации А.А. Харкевича РАН Максим Федоров рассказал директорам школ о возможностях и рисках, связанных с применением ИИ в образовании.

«В ходе стратегических сессий, лекций и тренингов участники обсудили ключевые вопросы современного образования – от мотивации и управления коллективом до юридических и психологических аспектов деятельности руководителя. По итогам модуля управленцы в составе групп разработали показатели эффективности директора школы и обозначили темы для внедрения изменений в своих образовательных организациях. В дальнейшем их идеи пройдут экспертную оценку представителей профильного министерства. Уверен, последний модуль нашей программы, который пройдет уже в ноябре, станет финальной точкой сборки главных навыков и компетенций руководителей образовательных учреждений», отметил Антон Сериков.

Руководители школ во время третьего модуля познакомились с возможностями образовательной онлайн-платформы «Цифровой Машук». Сегодня на платформе зарегистрировано уже более 20 тысяч педагогов со всей России. Слушателям доступны четыре онлайн-курса – это «Введение в специальность», «Инструменты наставника», «Патриотизм: воспитание в цифровую эпоху» и «Педагогический марафон: погружение в профессию». Кроме того, команда «Машука» проведет для педагогических сотрудников образовательных организаций онлайн-трансляцию флагманской программы «Осенний ПедСовет», которая стартует 27 ноября в Центре знаний.

В последний день программы участники посетили музей «Атом» на ВДНХ, где познакомились с достижениями отечественной атомной отрасли, которая в этом году отметила 80-летний юбилей.

Справочно

Центр знаний «Машук» – всероссийский центр подготовки просветительских и управленческих кадров в области образования, молодежной политики и воспитательной работы, расположенный в Пятигорске, у подножия горы «Машук». Центр знаний был открыт в августе 2022 года и стал одним из первых трех круглогодичных молодежных образовательных центров наряду с Мастерской управления «Сенеж» платформы «Россия – страна возможностей» (Подмосковье) и Академией творческих индустрий «Меганом» – проектом «Таврида.АРТ» (Крым).

Целевая аудитория «Машука» – учителя, преподаватели, наставники, специалисты по патриотическому воспитанию, советники по воспитательной работе и руководители образовательных организаций, которые выступают главными трансляторами знаний, навыков и традиционных ценностей, популяризирующихся в нашей стране.

«Учим тех, кто учит» и «Знания на высоте» – два главных девиза Центра знаний «Машук» – совместного образовательного проекта Российского общества «Знание» и Росмолодёжи, который 20 августа 2025 года отметил свое трехлетие.

Информация и фото: пресс-служба Центра знаний «Машук».