Сергей Кравцов: «Нашей школе есть чем гордиться»

Чем отличается современная школа от советской, чему научились учителя во время пандемии и на какие профессии стоит нацеливать будущих абитуриентов, журналисту еженедельного издания «Профиль» Елене Май рассказал министр просвещения России Сергей Кравцов.

– Сергей Сергеевич, где надо учиться, чтобы стать министром образования?

– Я учился в обычной общеобразовательной школе в одном из спальных районов Москвы. О своих учителях вспоминаю с большой теплотой. В школе меня интересовали информатика и математика. Цифровые технологии для того времени были новым направлением, очень многообещающим и перспективным. Но учителей информатики тогда отдельно еще не готовили, поэтому в пединститут я поступил по профилю «Математика и информатика». Когда вернулся в свою школу молодым специалистом, вел 5-е и 9-е классы, бывшие учителя многому учили меня, когда я непосредственно стал работать с детьми.

– Вы учитель, который стал чиновником, или чиновник, который остался учителем?

– Знаете, мне кажется, всегда надо прежде всего оставаться нормальным человеком: добрым, отзывчивым, ответственным, серьезным, думающим. А какая у тебя при этом должность – вторично. Когда работал учителем в школе, хотел, чтобы все мои ученики понимали материал, чтобы ни у кого не оставалось чувства, что он не уяснил что-то и его это расстроило и отбило желание учиться дальше. Когда стал чиновником, для меня также стало важно, чтобы все ученики в любой школе страны учились с интересом, чтобы о них заботились учителя, а уроки проходили в современных комфортных классах.

– Как вы считаете, школа должна воспитывать или все-таки учить?

– Я думаю, одно без другого невозможно. Сами посудите: разве правильно будет научить ребенка решать уравнения, грамотно писать, разбираться в законах физики и при этом не привить ему любовь к Родине, не рассказывать о том, насколько важны верные надежные друзья, забота о родителях? Качественное школьное образование, на мой взгляд, – это гармоничное соединение воспитания и обучения, когда одно «пропитано» другим, неотделимо от другого.

Очень важно, чтобы учителя, которые как раз подают пример детям, тоже не были чем-то застывшим, чтобы они расширяли кругозор, участвовали во всех аспектах жизни школы, много читали, были внимательны к каждому ребенку и показывали детям, как много можно достичь, живя согласно духовным ценностям, следуя моральным принципам.

Понятно, что среда в буквальном смысле этого слова, в которой находится ребенок, влияет на него, поэтому важно, чтобы в школе ребенок находился среди книг, картин, фотографий, портретов, предметов, которые побуждают интерес к изучению истории, географии, искусства, литературы своей страны. И, конечно, наша задача – увлечь детей наукой и знаниями, и сейчас для этого много возможностей – онлайн-площадки, кванториумы, конкурсы, например, «Большая перемена». У школы много помощников в воспитании детей: это и музеи, и выставочные залы, и кинотеатры, и парки. Воспитание ребенка – это и возможность для него прийти в лабораторию, музей, театр, зоопарк или даже на реальное производство и посмотреть, что называется, вживую, как устроен мир.

И, конечно, огромную роль в воспитании играет семья – и школе тоже надо внимательно и осторожно работать с родителями, вовлекая их в процессы, происходящие в школе…

Полная версия интервью

Фото: ©Пресс-служба Министерства просвещения РФ, Дмитрий Рогулин / ТАСС