Новости



Сергей Кравцов обозначил направления развития дополнительного образования в России
Правительство Российской Федерации утвердило план мероприятий второго этапа реализации Концепции развития дополнительного образования детей на 2025–2030 годы. Дополнительное образование – важнейший инструмент разностороннего развития детей, который способствует достижению национальной цели, поставленной Президентом Владимиром Путиным.
При реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» и первого этапа Концепции в образовательных организациях по всей стране уже появилось свыше 1,4 миллиона новых мест дополнительного образования. Современное оборудование получили более 12,6 тысячи организаций. В стране открылись 85 региональных центров по работе с талантливыми детьми, 464 детских технопарка «Кванториум» и 329 центров цифрового образования детей «IT-куб», где изучают программирование, робототехнику и другие современные технологии.
В центре внимания – доступность и качество дополнительного образования, обновление его содержания, а также увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет. На втором этапе особый акцент сделан на создании равных возможностей для всех и объединении возможностей общего и дополнительного образования.
«Наша цель – расширить систему допобразования, чтобы она отвечала запросам каждого ребенка, раскрывая его таланты и способности. Особое внимание продолжим уделять синхронизации общего и дополнительного образования. При этом внешкольная деятельность должна предлагать разнообразные возможности для всестороннего развития учащихся и быть максимально доступной для всех детей. Мы будем расширять доступные образовательные ресурсы, делая дополнительные занятия интересными и разнообразными, а также предусмотрим интеграцию программ дополнительного образования детей с программами учебных предметов и программой воспитания, чтобы дети могли исследовать свои интересы и выбирать направление развития на основе личных предпочтений, углубляя знания и навыки в разных областях», – отметил Министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
Одна из ключевых задач второго этапа – дальнейшее распространение персонифицированного финансирования дополнительного образования. Речь идет о социальных сертификатах, по которым дети могут бесплатно посещать кружки и секции. Планируется, что к 2030 году не менее 30% детей в каждом субъекте РФ ежегодно будут обеспечены такими сертификатами, независимо от места их проживания и состояния здоровья. Это решение позволит родителям выбирать наиболее подходящие программы для ребенка и стимулирует конкуренцию среди организаций дополнительного образования.
В образовательных организациях создаются все необходимые условия для полноценного участия детей в системе дополнительного образования, включая творческие, интеллектуальные и спортивные программы. Лучшие практики по обеспечению доступности таких программ будут масштабированы на все регионы. По состоянию на конец 2024 года в ЕАИС ДО были зарегистрированы 87 628 организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, в том числе 3 472 организации дополнительного образования в сельской местности и 38 935 общеобразовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в которых обучаются более 19,4 млн детей в возрасте от 5 до 18 лет (треть из них осваивает данные программы в сельской местности).
В Петербурге по итогам года дополнительным образованием занимались более 600 тысяч юных петербуржцев от 5 до 18 лет, что составило 95% всех детей. Наиболее востребованным направлением дополнительного образования продолжает оставаться художественное, неуклонно растет количество детей, которые увлекаются техническим и инженерным творчеством.
Учащимся было предоставлено более 900 тысяч мест, из которых более 90% на бюджетной основе. И более 171 тысячи мест по социальным сертификатам.
В сентябре 2024 года открыты 700 новых мест дополнительного образования в Красносельском районе. 1 сентября открыл двери нового современного здания Центр технического творчества «Охта», в мае 2025 года открылось новое здания Дворца детского (юношеского) творчества «Петергоф».
«В своей работе мы основываемся на создании комфортной среды для раскрытия талантов учащихся, а ключевая цель – обеспечить равные возможности для всех детей. Индивидуальный подход, основанный на интересах и склонностях каждого ребёнка, поддерживается вводимыми социальными сертификатами, позволяющими родителям свободно выбирать подходящие программы. Мы находимся на пороге значительных изменений, поэтому сейчас особенно важно поддерживать каждую инициативу, помогая нашим ребятам достигать успехов и становиться активными участниками будущего прогресса нашей страны», — прокомментировала директор Академии цифровых технологий Валерия Зотова.
Еще одно важное направление – совершенствование цифровых сервисов. Сервис записи на программы дополнительного образования через портал «Госуслуги» будет дополнен возможностью подписки на уведомления о новых доступных программах. Таким образом, процесс выбора и записи на кружки и секции станет более удобным и прозрачным.
Министерство просвещения Российской Федерации выступает координатором всех ключевых направлений Концепции: от методической проработки и анализа региональных практик до сопровождения образовательных организаций. Министерство обеспечивает работу по обновлению нормативной базы, кадровому обеспечению и внедрению цифровых решений.
В рамках второго этапа Концепции будет уделено внимание развитию профильных направлений: технического творчества, культуры, гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Расширится программа экскурсий по историко-культурным маршрутам, музеям и научным центрам. Также планируется активное вовлечение молодых педагогов в сферу дополнительного образования.
Источник: Комитет по образованию