Школьники и студенты сразились в го с искусственным интеллектом

Первый в мире «Матч цифровых кентавров» по го – турнир, в котором состязались люди, усиленные цифровыми помощниками на базе искусственного интеллекта – состоялся на площадке Чемпионата мира по го во Владивостоке.

Го – стратегическая настольная игра, которая зародилась в Древнем Китае. Ее название в переводе означает «окружать камнями». В го играют на прямоугольном поле, называемом гобан. Один из двух игроков получает черные камни, другой – белые, цель игры – отгородить на игровой доске камнями своего цвета большую территорию, чем противник.

Компьютерные системы для синхронизации работы человека и искусственного интеллекта при игре в го разработали школьники и студенты на хакатоне «Игры разумов» Кружкового движения НТИ, который прошел в начале мая в Москве. В нем приняли участие 20 команд школьников и студентов из разных регионов, прошедших предварительный отбор. Лучшие из них были приглашены продемонстрировать свои решения на Чемпионате мира по го – это школьники и студенты из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Ханты-Мансийска, Самары и Томска.

Уникальный матч состоялся в Дальневосточном федеральном университете, который стал площадкой мирового чемпионата, впервые прошедшего в России. «Цифровые кентавры» играли друг против друга, используя разные компьютерные системы, разработанные участниками Кружкового движения НТИ. Игрокам на выбор предлагалось восемь систем, которые позволяют игроку го взаимодействовать с искусственным интеллектом так, чтобы повысить свою эффективность и вероятность победы.

Двое участников Чемпионата мира из числа сильнейших в России игроков в го – Илья Шикшин и Александр Динерштейн – сыграли партии в формате «цифровых кентавров» против искусственного интеллекта Leela Zero на доске на 13 на 13 пунктов и обыграли его. По словам одного из организаторов чемпионата, гроссмейстера России по игре го Олега Межова, искусственный интеллект Leela Zero даже на доске на 13 на 13 пунктов (стандартная доска – 19 на 19) является очень сильным противником и практически не оставляет шансов на победу человеку.

«Обыграть искусственный интеллект в го почти невозможно, поэтому сегодня произошло интересное событие. Пары человека и искусственного интеллекта, играющие за одну сторону – «цифровые кентавры» впервые выступили против искусственного интеллекта и обыграли его. Мы увидели, что человек с его интуицией и искусственный интеллект – машина с ее невероятными мощностями, вместе потенциально могут быть сильнее», – отметил Олег Межов.

«Тема "кентавров" еще далеко не проработана, и все, что мы сейчас можем делать, – на частных примерах пытаться отладить взаимодействие человека и искусственного интеллекта так, чтобы можно было увидеть, что оно действительно становится лучше. Мы начали с игры го, поскольку она является отличной площадкой для отработки новых принципов взаимодействия человека и ИИ при решении сложных задач, – подчеркнул лидер рабочей группы НТИ «Кружковое движение» Дмитрий Земцов. – На примере использования «цифровых кентавров» в игре го мы постараемся выявить закономерности взаимодействия человека с искусственным интеллектом, чтобы дальше переносить их на решение прикладных задач».

Матч «цифровых кентавров» по го и хакатон «Игры разумов» организованы проектом «Практики будущего» Кружкового движения НТИ и Российской федерацией го в рамках Всемирного фестиваля го Genius Extreme при поддержке Фонда президентских грантов.

41-й Чемпионат мира по го проходит с 3 по 9 июня 2021 года во Владивостоке на площадке Дальневосточного федерального университета. Впервые за всю историю чемпионат принимают за пределами Китая, Кореи и Японии. При поддержке Фонда президентских грантов в рамках подготовки и проведения чемпионата проходит Всемирный фестиваль го Genius Extreme.

Справочно

Кружковое движение НТИ — это всероссийское сообщество технологических энтузиастов, которое к 2021 году охватило более 300 000 школьников, студентов и наставников во всех регионах страны. Цель Кружкового движения — формирование следующего поколения предпринимателей, инженеров, ученых, управленцев, способных задумывать и реализовывать проекты, создавать новые решения и технологические компании, направленные на развитие России и всего мира. Для достижения этой цели утверждена дорожная карта Национальной технологической инициативы «Кружковое движение». Задачи НТИ интегрированы в Национальный проект «Наука». В 2021 году исполняется 100 лет кружковому движению России, юбилейные мероприятия включены в федеральный план «Года науки и технологий».

Среди инициатив Кружкового движения: первые командные инженерные соревнования для школьников и студентов «Олимпиада НТИ», проектные школы и хакатоны «Практики будущего», всероссийская акция «Урок НТИ», система массового обучения, аттестации и трудоустройства наставников молодежных проектов «Академия наставников», фестивали идей и технологий RUKAMI и одноименный конкурс проектов, цифровая платформа управления талантами и конкурс для абитуриентов «Талант 20.35», R&D программа по технологиям совместного обучения человека и искусственного интеллекта «Кентавр» и другие проекты.

Источник: пресс-служба Кружкового движения НТИ.