Студенты Колледжа метростроя почтили память героя блокады Ленинграда

В Александро-Невской лавре прошло мероприятие, приуроченное к основанию петербургского «Метростроя» и 80-й годовщине прорыва блокады Ленинграда. Студенты Колледжа метростроя почтили память героя блокады Ивана Зубкова.

Под руководством Героя Социалистического Труда Ивана Зубкова в Ленинграде начали строить метро, возводили оборонные сооружения, прокладывали дороги в условиях блокады.

В Ленинград, жители которого давно мечтали о метро, Ивана Зубкова как ведущего специалиста в области метростроения командировали в 1940 году. Без утвержденной проектной документации, с временными схемами Зубков возглавил строительство ленинградской подземки. Под его началом было 10 заводов, 11 тысяч человек.

Как будто чувствуя, что времени мало, Зубков задал стремительный темп. За шесть месяцев работы в условиях мощного плывуна метростроевцы прошли 11 вертикальных стволов, 700 метров тоннелей. Начали сооружать первый подземный вестибюль. Но пуск так и не состоялся – наступил 1941 год. С началом Великой Отечественной войны Зубков заморозил строительство, вывел на поверхность технику и законсервировал тоннели.

«Ленинградское метро было не просто мечтой отца, он этим жил. И когда началась война, ему было безумно грустно, что такой коллектив в несколько тысяч может быть в один день расформирован», – вспоминает Георгий Зубков, сын метростроителя, ставший известным журналистом-международником.

Коллектив, благодаря стараниям руководителя, сохранился. Метростроевцев направили возводить оборонительные сооружения вокруг Ленинграда. Зубкову поручили организовать понтонную переправу для транспортировки танков на левый берег Невы. Он получил ранение осколками снаряда, но остался на боевом посту.

Под руководством Ивана Зубкова была построена узкоколейная железная дорога по льду Ладожского озера, которая позволила зимой спасти блокадный Ленинград от голодной смерти в тяжелый 1942 год. А в январе 1943 года всего за 15 дней был возведен 33-километровый участок железнодорожного пути Шлиссельбург – Поляны, обеспечивший бесперебойное снабжение фронта боеприпасами.

Жизнь Ивана Георгиевича Зубкова трагически оборвалась 28 июня 1944 года: самолёт, на борту которого он находился, был сбит у Лодейного поля огнем фашистской артиллерии.

Иван Георгиевич Зубков был влюблен в жизнь, в свое любимое дело. Он часто повторял: «Чтобы это построить, нужен инженерный размах». С таким размахом строил он метро, возводил мосты, переправы. И на таком же творческом взлете, с размахом, прожил свою короткую яркую жизнь. Он погиб, не дожив меньше месяца до своего сорокалетия.

31 января 2017 года в Санкт‑Петербурге появилась улица имени Ивана Зубкова. Каждый год петербуржцы чтят память легендарного инженера.

Участие в памятном мероприятии в этом году принял генеральный директор АО «Метрострой Северной Столицы» Кирилл Петров и депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга – Александр Ржаненков и Александр Новиков. Студенты прочитали памятные строки «Блокадной книги» и почтили память минутой молчания. Кирилл Петров вместе с ребятами возложил цветы, отметив важную роль подземных строителей в жизни города, особенно в годы Великой Отечественной Войны.

«Петербургский метрострой гордится своей историей и будет поддерживать будущих метростроевцев, важно готовить будущих специалистов в строительной отрасли на примере героического подвига первопроходцев», - сказал генеральный директор АО «Метрострой Северной Столицы».

«Студенты Колледжа метростроя всегда будет помнить заслуги первых метростроевцев, спасших своим трудом город и жителей в годы блокады», – подчеркнул директор колледжа Александр Филатов.

Источник: Колледж метростроя; по материалам книги П. Алалыкина «Солдат "Метростроя"» и сайта «Мосметрострой».

Фото: Колледж метростроя