07.03.2025

Татьяна Семенова: «Школа – это моя жизнь, и я счастлива!»

В преддверии Международного женского дня в сетевом издании «Дайджест петербургского образования» выходит первая часть интервью с Татьяной Семеновой, директором лицея № 226 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (многопрофильный лицей).

Татьяна Викторовнапочетный работник общего образования РФ, победитель конкурса на присуждение премии Правительства Санкт-Петербурга «Лучший руководитель государственного образовательного учреждения Санкт-Петербурга» (2016 год). Награждена нагрудным знаком «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга».

В сфере образования Татьяна Викторовна – 29 лет, 14 из них руководит лицеем № 226. Для работы использует девиз из пионерского детства, который остался на всю жизнь: «Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперед и только все вместе!». А в жизни часто говорит себе: «Делай, что должно, и будь, что будет!». Это выражение она понимает так: «Важнее поступить правильно, как велит тебе долг и сердце, и с любовью относиться к судьбе».  

О том, что такое быть директором образовательной организации, что главное и второстепенное в школе, как любовь и поддержка семьи помогают добиваться новых высот в профессии – в первой части интервью с директором лицея № 226 Татьяной Семеновой.

– Татьяна Викторовна, как бы Вы определили – что значит быть директором образовательной организации?

Быть директором – это значит выполнять широкий спектр функций, которые обеспечивают эффективную работу лицея. Директор должен учитывать стратегические линии, в том числе государства и сферы, в которой трудится, для выстраивания деятельности образовательного учреждения. Это не просто административная должность. Директор – это лидер, за которым хотят идти, рядом с которым растут и развиваются педагоги, которому доверяют дети и родители. Поэтому директор должен постоянно работать над повышением своего профессионального уровня, изучать новые методики и технологии управления. Быть директором – значит быть ответственным, целеустремленным, уважающим своих сотрудников и обучающихся, обязательно воспитанным, корректным и позитивным. Как не «громко» это звучит, но все, что сегодня происходит в школе, определяет будущее страны завтра. Директор, как человек с высоким уровнем морали, должен это осознавать. Еще, наверное, я бы сравнила должность директора с сердцем живого организма, от качества и динамики работы которого зависит работа всех остальных органов.

– С чего начинается школа, как Вы считаете?

Прочитав вопрос, почему-то сразу вспомнилась песня «С чего начинается Родина?». Я ее «переложила на школу» и вот что получилось.

С чего начинается школа?
С линейки на школьном дворе,
С хороших и верных товарищей,
С которыми – в путь в сентябре.
А может, она начинается
С пятерки и первых побед,
С того, что в любых испытаниях
Заведомо проигрыша нет.
С чего начинается школа?
С уроков, доски, новостей,
С улыбок, которые встретят вас,
Когда вы заходите в дверь.
А может, она начинается
С директора, учителей?
Я знаю, она начинается
С открытых сердец для детей!

«Настольная книга» директора образовательной организации… У Вас это что?

Конечно, по работе я часто обращаюсь к Настольной книге директора школы, которая создана в рамках проекта «Школа Минпросвещения России». Здесь я могу найти ответы на многие вопросы. Эта книга – помощник в управленческой деятельности.

Есть в моей профессиональной жизни и особая книга. Это книга «От первого лица» народного учителя России Майи Борисовны Пильдес, которая много лет была директором Академической гимназии № 56. Очень часто я перечитываю открытые письма Майи Борисовны к коллективу и ее интервью. Это позволяет мне поддерживать вдохновение, увлеченность, уверенность в правильности того, что следует делать, какие слова подобрать, чтобы вести коллектив за собой и сделать лицей успешным.

– Самое сложное в работе директора образовательной организации, по Вашему мнению, – это…

На мой взгляд, многозадачность это одна из самых сложных сторон работы директора школы. У директора множество различных обязанностей, которые требуют не только профессиональных знаний и навыков, но и исключительной способности к организации времени. Директор отвечает за стратегическое планирование, организацию учебного процесса, за профессиональное развитие учителей, занимается решением конфликтов и проблем, возникающих в школе, поддерживает связь с родителями учеников, при этом участвует в разработке и контроле бюджета школы, следит за изменениями в законодательстве в области образования, обеспечивает безопасность учеников и персонала в школе и создает поддерживающую атмосферу в школе, где учащиеся и сотрудники чувствуют себя комфортно и безопасно, занимается с вопросами развития учреждения и выстраиванием сотрудничества с социальными партнерами. Все это требует внимания и времени. И здесь нет второстепенных обязанностей. Все направления деятельности директора важны, поскольку именно от успешного управления зависит качество образовательного процесса и будущее учеников.

– Самое интересное в работе директора образовательной организации, по Вашему мнению, – это…

Самое интересное в работе директора – это то, что директор со своей командой создает будущее страны. Да, это очень ответственно, но в то же время и интересно. Можно предлагать инновационные подходы к обучению, выстраивать новые направления и привлекать к сотрудничеству социальных партнеров. Есть возможность обмениваться опытом с коллегами, изучать передовые практики и адаптировать их к своему учреждению, а также – делиться успешным опытом. Конечно, одной из самых больших наград в работе директора является возможность видеть счастливых детей, наблюдать – как они растут, развиваются, преодолевают трудности и достигают успехов, это невероятно! Каждое достижение учащихся это наша общая победа.

– Перезагрузка… Как у Вас это происходит?

Перезагрузка в нашем деле очень важна, и я стараюсь на нее находить время в своем напряженном графике. У меня много разных увлечений. Мы с мужем профессионально занимаемся дайвингом, я фанатка «тихой охоты» обожаю собирать грибы и ходить по лесу, читаю (особенно много во время отпуска), регулярно посещаю театры. Конечно, меня вдохновляет наш город Санкт-Петербург. Мне нравятся прогулки по историческим тихим, красивым, необычным дворикам. Особенно я люблю такое волшебное место как Семимостье.

– Семья – это Ваша группа поддержки? Остается на нее время в сутках?

Я хочу поблагодарить свою семью. Во-первых, родителей, которые работая учителями в школе, увлекли и меня. Во-вторых, за все то понимание, помощь, терпение и поддержку, которые они мне оказывают. Для меня семья — это опора, на которую я всегда могу положиться в сложные моменты. Они всегда готовы выслушать и поддержать, когда работа становится особенно напряженной. Тем более, что члены моей семьи – родители, дочь – тоже педагоги. Именно семья помогает мне находить баланс между работой и другой частью моей жизни, а их вера в меня вдохновляет двигаться вперед. Главное, что в моей жизни был, есть и, думаю, еще долго будет интерес к работе в школе. Это для меня самое главное. И ничего страшного, что иногда ужин на семейный стол попадает через доставку (улыбается). Школа – это моя жизнь, и я счастлива!

Продолжение следует…

Источник: редакция сетевого издания «Дайджест петербургского образования».

Фото: предоставлено Т.В. Семеновой, директором лицея № 226 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.