Точное попадание: какой должна быть система приёма в университеты

Прием в университеты – ключевой этап системы формирования человеческого капитала во всех странах. От того, насколько она справедлива и эффективна, зависит дальнейшее движение талантов, социальная мобильность, качество работы социальных лифтов. В этом году единому госэкзамену, на который опирается российская система образования, исполнилось 20 лет.

Отвечает ли сложившаяся сегодня система приема в вузы требованиям времени и глобальной конкуренции? Какие механизмы распределения студентов используют развитые и развивающиеся страны? Помогает ли существующая система олимпиад обеспечить «социальное перемешивание» и доступ талантливой молодежи к качественному образованию? Насколько конкурентоспособной является российская система отбора в вузы?

Эти и другие вопросы обсуждали эксперты и спикеры Петербургского международного экономического форума 5 июня в рамках сессии «Точное попадание: какой должна быть система приёма в университеты».

Модератором обсуждения выступил обозреватель по образованию и науке Издательского дома «Комсомольская правда» Александр Милкус.

Участие в дискуссии приняли руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев, вице-губернатор Санкт-Петербург Ирина Потехина, министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков. директор «Школы будущего» Ярослав Кузьминов, ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Алексей Голубицкий, директор Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании Тао Чжань, руководитель департамента по образованию и профессиональным навыкам, специальный советник по политике в области образования при Генеральном секретаре Организации экономического сотрудничества и развития Андреас Шляйхер.

Комментируя отношение родителей к Единому государственному экзамену, вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина отметила: «С появлением ЕГЭ у школьников из регионов появилась возможность пробиться в самые лучшие вузы страны. Дети из Петербурга занимают всего 10-15 % от этого числа. Средний бал ЕГЭ по основным предметам за последние 3-4 года вырос на 8-10 баллов, за последние 5 лет выросло количество стобалльников в Санкт-Петербурге.… По данным опроса, которое я провела на странице в соцсети «ВКонтакте», ЭГЭ поддерживают родители, которые могут обеспечить помощь ребенку: 25% родителей ЕГЭ поддержали, 75% просили вернуть старые советские экзамены…».