Управленцы российских школ проходят третий модуль программы «Директор на высоте»

Для активных руководителей школ России в Москве проходит третий модуль образовательной программы «Директор на высоте», которую реализуют Центр знаний «Машук» и Минпросвещения России.

Напомним, участниками программы по итогам конкурсного отбора стали более 100 директоров школ из 74 регионов России, и в их числе – директор школы №16 Василеостровского района Санкт-Петербурга Мария Терновская. В рамках программы второго модуля Мария Владимировна рассказала коллегам из разных уголков страны о практике инициативного бюджетирования, реализованной обучающимися в рамках петербургского проекта «Твой бюджет в школах».

Третий модуль выстроен на основе запросов, которые сами участники сформулировали после второго этапа программы «Директор на высоте». Вместе с экспертами слушатели будут обсуждать управление коллективом и мотивацию сотрудников, цифровизацию и искусственный интеллект, государственный взгляд на развитие системы образования. Также они освоят современные инструменты и методики работы с детьми и молодежью, особое внимание уделят разработке подходов к формированию эффективного воспитательного пространства.

На открытии модуля управленцев приветствовала заместитель министра просвещения РФ Ольга Колударова. Она отметила, что к началу 2025/26 учебного года в помощь директорам школ ведомство сформировало целый ряд инструментов решения актуальных управленческих задач.

Так, благодаря изменениям в законе «Об образовании в РФ» студенты педагогических вузов начиная с 3-го курса могут работать учителями. У молодых людей, которые обучаются по другим направлениям, есть возможность пройти аттестацию по дисциплинам (модулям) в области педагогической деятельности и также приступить к преподавательской деятельности.

Кроме того, вступил в силу приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.10.2024 № 704. Он обеспечивает формирование системы единого образовательного пространства, которое регламентирует нагрузку на школьников, контрольные работы, синхронизацию с проверочными работами. Бюрократическая нагрузка на учителей снижена посредством утверждения перечня документов, которые в обязательном порядке должен вести учитель.

На региональном и федеральном уровнях созданы комиссии по защите профессиональной чести и достоинства педагогов. Это поможет директорам школ обеспечить в образовательных учреждениях комфортный психологический климат и разрешить спорные ситуации.

Авторская программа «Директор на высоте» – часть масштабной работы Центра знаний «Машук» по подготовке нового поколения управленцев для системы образования. Она состоит из четырех модулей. По итогам программы будет создан единый учебно-методический комплекс, учитывающий компетентностный профиль современного директора России. Применять его смогут руководители образовательных организаций по всей стране.

«Мы понимаем, что сегодня от директоров школ зависят многие процессы, поэтому считаем важным систематизировать представления о задачах и функциях руководителя современной школы. При этом такую работу необходимо вести совместно с самими директорами. По итогам программы планируется разработать инструмент оценки компетенций, который смогут использовать управленцы школ и региональные министерства», – отметил ранее первый заместитель министра просвещения РФ Александр Бугаев.

На авторскую программу повышения квалификации Центра знаний «Машук» было подано свыше 600 заявок, а конкурс составил шесть человек на место.

«Сообщество – мощный ресурс для обучения, поэтому я уверен, что программа поможет директорам стать настоящими наставниками, гибкими стратегами и лидерами инновационного развития в своих школах», – отметил генеральный директор Центра знаний «Машук», заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Антон Сериков.

В федеральных государственных образовательных стандартах подчеркивается важность уклада школы. От руководителя образовательной организации зависит то, как он будет сформирован, какие ценности и смыслы лягут в его основу, считает вице-президент РАО, академик РАО, доктор психологических наук Виктор Басюк.

«Директор – ключевая фигура во всех процессах, которые происходят в его образовательной организации. Сегодня в стране активно идет стандартизация и унификация образовательного процесса, однако, мы прекрасно понимаем, что каждая школа неповторима. При единых подходах к обучению и воспитанию вклад в содержательное и ценностное наполнение каждой организации вносят педагоги, дети, родители и, конечно же, руководитель. Подобные программы повышения квалификации дают участникам уникальную возможность узнать и проанализировать то, что происходит в разных школах нашей страны. Это позволит директору понять правильность выбранного им вектора развития», – подчеркивает Виктор Стефанович.

Справочно

Центр знаний «Машук» – всероссийский центр подготовки просветительских и управленческих кадров в области образования, молодежной политики и воспитательной работы, расположенный в Пятигорске, у подножия горы «Машук». Центр знаний был открыт в августе 2022 года и стал одним из первых трех круглогодичных молодежных образовательных центров наряду с Мастерской управления «Сенеж» платформы «Россия – страна возможностей» (Подмосковье) и Академией творческих индустрий «Меганом» – проектом «Таврида.АРТ» (Крым).

Целевая аудитория «Машука» – учителя, преподаватели, наставники, специалисты по патриотическому воспитанию, советники по воспитательной работе и руководители образовательных организаций, которые выступают главными трансляторами знаний, навыков и традиционных ценностей, популяризирующихся в нашей стране.

«Учим тех, кто учит» и «Знания на высоте» – два главных девиза Центра знаний «Машук» – совместного образовательного проекта Российского общества «Знание» и Росмолодёжи, который 20 августа 2025 года отметил свое трехлетие.

Источник: пресс-служба Минпросвещения России; пресс-служба Центра знаний «Машук».

Фото: пресс-служба Центра знаний «Машук»; из личного архива директора школы № 16 Василеостровского района Санкт-Петербурга Марии Терновской.