Уроки сильнее смерти: в Петербурге издали «Блокадную педагогику»

Книга выпущена благодаря поддержке Благотворительного фонда Грачьи Погосяна. Об истории ее создания, поисках материалов и актуальности темы в наши дни рассказала один из авторов – доктор педагогических наук, профессор Ирина Колесникова:

Сейчас можно встретить немало воспоминаний педагогов и учеников, переживших блокаду. Однако целостного представления о работе системы образования в осажденном городе нет до сих пор. Вместе с коллегами мы попытались восполнить этот пробел.

В основу издания легли материалы, хранящиеся в Академии постдипломного педагогического образования, школьных музеях, Центральном государственном и домашних архивах. Большинство из них ранее не публиковались.

Для нас «Блокадная педагогика» – это метафора профессиональной стойкости, противодействия смерти и сохранения человеческого достоинства. Педагогического мастерства, возведенного до высот подвижничества, - говорит Ирина Аполлоновна.

Всю блокаду работала учительница Надежда Строгонова. В школе, где она трудилась, открыли детский дом, и Надежда Васильевна вместе с такими же самоотверженными педагогами спасла 625 детей. В 1943 году во время жестокого артобстрела здание разбомбили, пять учительниц погибли. Сейчас Надежде Васильевне 102 года. По ее просьбе на доме, построенном вместо уничтоженной фашистами школы, установлена мемориальная табличка с фамилиями погибших. А в январе 2022-го торжественно открыли скульптурную композицию «Блокадному учителю».

Изданная книга, по мнению Ирины Колесниковой, очень актуальна сегодня, когда от описанных событий нас отделяет 80 лет:

– На вопрос «что такое блокада?» современный педагог может услышать от детей XXI века удивительные ответы: «Это такой праздник для бабушек и дедушек, которые сражались давным-давно с бандитами», «Про нее фильмы страшные»… Возникает серьезная проблема: что и как рассказывать сегодня молодежи о том времени, какими источниками пользоваться. Очевидно, что нужно создать единое цифровое пространство, чтобы аккумулировать информацию об образовании в блокадном Ленинграде. Для этого потребуется тесное сотрудничество архивистов, историков, сотрудников музеев, педагогической общественности.

В свою очередь молодым наставникам, которые возьмут в руки эту книгу, она позволит понять, как много может сделать учитель для будущего. Даже в самых трагических условиях. Сегодня активно обсуждается престиж учительской профессии – и это дополнительный аргумент к важному вопросу о социальной миссии педагогов. Поэтому хочется еще раз поблагодарить всех, кто работал над книгой и помог ее изданию.

Источник: «Аргументы и Факты» (Санкт-Петербург).

Фото: пресс-служба Благотворительного фонда им. Погосяна Г.М.